А кстати, Вас не удивило, почему Иешуа попросил именно Воланда? Ведь Га-Ноцри в конце романа обладал возможностями столь же неограниченными, как и Воланд.
И, как мне кажется, мог бы и сам наградить мастера. Зачем тогда этот испорченный телефон через апостола? Я тоже этого никогда не понимал.
Сейчас я думаю, а за что в свет-то? Насколько я понимаю, Мастера никто не читал, кроме нескольких исторических лиц. А писатель без хотя бы мало-мальской читательской аудитории - это обойма вхолостую, лежачий пласт элоквенций. Не заслуживает света в силу исторической бессильности.
Кстати, Булгаков ушел так и не узнав, дойдет ли его роман до широкого читателя.
Письмо Булгакова Булгаковой в Лебедянь 15 июня 1938 г. писал(а):
"Что будет?" - ты спрашиваешь. Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем нашего будущего.
Свой суд над этой вещью я уже совершил, и, если мне удастся еще немного приподнять конец, я буду считать, что вещь заслуживает корректуры и того, чтобы быть уложенной в тьму ящика.
Теперь меня интересует твой суд, а буду ли я знать суд читателей, никому неизвестно.
Там же
забавное:
Цитата:
Моя уважаемая переписчица (сестра Е. С. Булгаковой О. С. Бокшанская (1891-1948) очень помогла мне в том, чтобы мое суждение о вещи было самым строгим. На протяжении 327 страниц она улыбнулась один раз на странице 245-й ("Славное море...") (имеется в виду эпизод со служащими Зрелищной комиссии, беспрерывно поющими хором под управлением Коровьева-Фагота "Славное море священный Байкал…" ). Почему это именно её насмешило, не знаю...
P. S. Это, естественно, не единственная тема про МиМ на dxdy.
Вот еще одна, образца 2007. Тот топик в целом интересный, но от себя отмечу, что к его концу проводится нетривиальная параллель между Берлиозом и Каифой, как глав "идеологических отделов" и доносчиков. У Берлиоза - редколлегия (работники которой писали критические статьи на произведение Мастера), у Каифы - синедрион. К настоящему моменту в этой теме имеем параллель между Берлиозом и Богом (и правильно, а что мелочиться-то?) с отсылками к достопочтенному Толкину
непосредственному кумиру Булгакова. Эта паралелль параллелей наглядно показывает разницу в уровне тем.