Только понимание физической сущности задачи позволяет эффективно решать тысячи подобных
А кто ж настаивает на решении без понимания физики? Это во-первых. А во-вторых, эффективно решать может и компьютер, а понимание нужно при анализе ситуации и постановке задачи. Кроме того использование более простой модели при решении вовсе не означает непонимание процесса и ущербность решения.
отсылка к известному из школы закону сохранения энергии НЕ делает всякую задачу с его применением школьной (от слов "совсем" и "никак")
Конкретно обсуждаемую задачу делает. Предлагаемые Вами альтернативные способы решения требуют введения дополнительных неизвестных параметров. А способ 2 (если он, конечно, не сведётся к повторению определения потенциальной энергии + способ 1) мне как-то видится скорее подгонкой под известный результат.
Уровней детализации и соответствующих моделей описания любого явления гораздо больше 3. Это, вроде как не тайна и лежит на поверхности. В чём познавательная ценность искусственного усложнения задачи без должного усвоения более простых вещей - не знаю.
И где в школах и на ЕГЭ такие задачи
Не удивлюсь, если в школах и на ЕГЭ скоро вообще не будет физики.
Всё-таки какие-то рукомахательные вещи школьникам произнести в этом месте надо.
Само собой!
"Пути выделения теплоты в этой задаче" - настолько существенный момент, что существенней и быть не может, иначе решение пахнет формализмом. Более того, Вам было показано, что именно этот момент позволяет по-разному решать эту задачу. Ну как же этого не понимать...
Ну какой же существенный момент, если на результат не влияет? Да, детали процесса могут быть интересными, но данная задача - не лучший пример в этом смысле. А Ваша точка зрения как-то об изобретателях ВД напоминает - они тоже искали существенное в деталях. По-разному решать можно любую задачу, потому как "этот момент" присутствует во всех явлениях. Они все разные!!! Но поиск общих закономерностей, как правило (не всегда), продуктивнее углубления в ненужные детали.