Вот так будет достаточно ??
Т.е. вы не понимаете, что размер мозга ничего не говорит о его морфологическом устройстве и интеллекте носителя? Если это мозг кита/дельфина, то у них такие большие мозги из-за больших размеров тела, и из-за ориентированности мозга на эхолокацию, области, отвечающие за мышление там не очень большие, гораздо меньше чем у человека
"Тоннель Эго. Наука о мозге и миф о своем Я" Метцингера, кажется во 2 главе там прямо есть раздел про проблему невыразимости и её формулировки.
Посмотрел, но он там разбирает какую-то другую проблему (не невыразимость квалиа) - что человек может различать какие-то небольшие оттенки рядом находящихся предметов, но не может их выделять в рандомной выборке, т.к. у него нет для этих оттенков уникальных качественных понятий в мозге (это мне напомнило, что русскоговорящие лучше различают разницу голубой-синий, чем англоговорящие, потому что в русском для светло-синего есть отдельное слово, как у остальных основных цветов). Но он тут приводит "решение" - вместо словесного описания людей будем смотреть на их нейросостояния, и называть "квалиа" эти самые нейросостояния в мозге. Вы понимаете что это не решение невыразимости квалиа? Из состояния мозга я никак не могу понять, какого это видеть синий цвет как тот субъект, где тот аппарат перевода из объектов в субъекты
В Grundkurs Philosophie des Geistes он уже очень подробно и детально разбирает способы разрешения данной проблемы.
Там на немецком, и можно вкратце обрисовать пути решения этой проблемы?
По каким-то конкретным вопросам я могу посоветовать литературу более конкретно как с квалиа у Деннета
Ну посоветуйте главу из Деннета
Среднестатистический обыватель вообще ничего не думает про проблему невыразимости в современной аналитической философии сознания
Ну почему, многие думают, вы просто не в курсе
Чтобы полностью повторить нашу социокультурную эволюцию? Не только, надо чтобы они также оказались абсолютно в тех же условиях среды, чтобы их социокультурная эволюция точно повторила нашу.
Ну разумеется
P.S. Я тут хотел вспомнить пост, где вы писали, что какая-то проблема в философии сознания (не помню, вроде уникальность субъекта) до сих пор не решена, но потом вы пересмотрели свои взгляды. Я пока не нашел его, но зато наткнулся на другой ваш пост, где вы не поняли один вопрос
. Вопроса идентичности программ на разных компьютерах - и соответственно по аналогии (не)уникальности души у людей - пока касаться не собираюсь, вообще только что об этом вспомнил, это ещё один факт против аналогии.
Вообще в современной философии сознания и нейронауках имеется принцип эквивалентности психического состояния, состоящий в том, что одна нейросеть аналогичная во всем другой нейросети в одних и тех же внешних условиях будет порождать один и тот же психический опыт, одно и то же психическое состояние или состояния.
тут речь шла не про "внешние" психические проявления, а про уникальность самосознающего субъекта в каждом случае. Продемонстрирую на примере - пусть есть несколько копий абсолютно одинаковых ЦНС людей, их поместили в разные комнаты с разными цветами с завязанными глазами. Каждый из них знает, что он клон и есть еще клоны. И вот один из них рассуждает - "Т.к. все клоны имеют такие же ЦНС, как у меня, значит мы абсолютно идентичны, но когда я открою глаза я увижу комнату только одного цвета, скажем красного. Но я теоритически мог находится в ЦНС другого клона, т.к. наши ЦНС абсолютно идентичны, и если их поменять в материальном мире различий сделать не удастся, но тогда я бы увидел комнату другого цвета. Т.е. есть вопрос, почему мое Я привязано именно к этой ЦНС, а не к другой такой же?"