В одной недавней теме затронули один интересный вопрос. Тему убрали в пургаторий, да и сам вопрос относится больше к экономической тематике, поэтому я решил создать для его обсуждения данный топик.
Участник
ozheredov сформулировал следующие два способа "как нам обустроить социум".
ozheredov писал(а):
1) Постулирование заботы о человечестве в лице его отдельных членов, как главной цели существования. Каждый, вот абсолютно каждый, достоин счастья
2): Постулирование определенных правил а-ля "законы", часть из которых писана, часть нет, при определенных условиях какие-то из них можно модифицировать либо обходить, при этом "каждый хозяин своей судьбы"
На что последовал следующий комментарий
kry писал(а):
Осталось лишь понять, почему эти способы должны исключать друг друга: в СССР (Вы приводите его в качестве примера первого способа) с определенными правилами всё было в порядке, с "каждый хозяин своей судьбы" было похуже, но в целом тоже было, особенно в 1950-80ые. С другой стороны, в остальном мире точно есть социальное государство ("забота о человечестве в лице его отдельных членов"), справедливость, равноправие и т.д.
Прочитав который, можно сделать предположение что либо у участника
kry, либо у современной научной мысли есть ответ на вопрос как эти способы совместить друг с другом.
Собственно мне очень хотелось бы услышать данный ответ. Но сначала я немного переформулирую критерий по которому идет разделение между способами обустройства социума и выдвину свое дилетантское понимание невозможности объединения этих двух способов. Если данный критерий не будет отражать в должной мере в вашем понимании два изначально выдвинутых участником
ozheredov определения, то прошу высказаться почему именно.
Критерий: наличие/отсутствия эксплуатации человека человеком. Понятно что критерий не полный, но на мой взгляд это ключевой критерий для того, чтобы отделить социальной государство с присутствием эксплуатации человека человеком (пример которых приводит
kry как возможности совмещения этих двух способов) от "чистого" социализма (который возможно и не существовал никогда).
Наличие/отсутствие частной собственности на средства производства (еще один из критериев, который можно часто слышать как определение социализма) можно не рассматривать, т.к. в случае отсутствия возможности эксплуатации человека (экономической в данном случае) нету никакого смысла в этих средствах производства. Соответственно из отсутствия эксплуатации человека человеком вытекает и отсутствие частной собственности на средства производства.
Эксплуатацию можно рассматривать как экономическую так и внеэкономическую. Первая она собственно про капитализм. Вторая про какой нибудь феодализм или рабовладение. Но я думаю никто не будет спорить, что феодализм/рабовладение не подпадают под первое определение участника
ozheredov.
Соответственно остается только экономическая эксплуатация -> то есть рассматриваем капитализм.
Капитализм у нас как известно характеризуется капиталистическими отношениями между капиталистом и пролетариями -> возможностью извлечения капиталистом
прибыли из труда пролетария.
И вот тут возникает ключевой момент, почему такая система не может работать на протяжении длительного времени. (В моем понимании. Я это привожу в качестве гипотезы, если кто-то сможет объяснить почему это неверно, буду весьма признателен.)
Капиталист не может получить больше денег чем он заплатил своим сотрудникам. А значит и не может получить прибыль.
Прибыль может существовать только пока все население планеты не охвачено капиталистическими отношениями.
Пока общее кол-во пролетариев растет, то прибыль существует.
Но как только все люди на земле станут либо капиталистами либо пролетариями, то прибыль можно будет извлекать только из
1) Роста населения планеты, и соответственно постепенного увеличения общего кол-ва пролетариев. Но максимальное кол-во людей ограничено возможностями нашей планеты.
2) Покупки у пролетария его "возможности к труду", то есть когда пролетариям дают деньги в настоящем (чтобы на эти деньги обеспечить прибыль капиталистам), в обмен на труд пролетария в будущем (кредитование). Но эта уловка ограничена максимальной продолжительностью жизни человека. (Кстати повышение пенсионного возраста и узаконивание детского труда - оно как раз для продления времени, когда можно извлекать прибыль)
3) Банкротством капиталистических компаний. А оно ограничено собственно кол-вом этих компаний.
Соответственно если все государства в мире станут социальными, но при этом останутся капиталистическими, то прожить такая система долгое время не сможет, ввиду того, что прибыль рано или поздно пропадет.
В итоге остаются работоспособными два варианта: социализм без эксплуатации человека человеком (без прибыли) или какие то неравноправные общества (рабовладельческие/кастовые общества). То есть либо первое либо второе из определений
ozheredov.