2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Существует ли объективная реальность
да 74%  74%  [ 20 ]
нет 26%  26%  [ 7 ]
Всего голосов : 27
 
 
Сообщение15.03.2006, 21:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18013
Москва
Freude писал(а):
Цитата:
А если мы выдрессируем собачку, чтобы она в наше отсутствие кнопочку на приборе нажимала, у неё другие результаты измерения получатся?


В том то и дело, что ученные и исследователи "дрессируют" друг друга, в резульате чего они часто смотрят на мир одинаково. Только гениям удавалось вырваться из этого дрессировочного лагеря.


Зачем уж Вы так собачку-то собрались мучить, она квантовую теорию поля не осилит. Мы ей чего попроще сделаем: приставочку к приборчику нашему. Как собачка кнопочку нажмёт, так приставочка эта сухарик собачке и кинет. Собачка с большим рвением будет кнопочку нажимать. А прибор каждый раз что-нибудь мерить будет. Так как, результаты измерений у нашей собачки те же получатся, что и у физика-экспериментатора, или другие всё-таки? Я понимаю, физики все сговорились, чтобы одинаковые результаты получать, но с собачкой-то об этом трудно договориться. Если она кнопочку нажимать за сухарик научится, то уже хорошо, а чтобы она ещё и результаты измерений "какие положено" подстраивала - это уж не её, собачьего, ума дело.

Freude писал(а):
Со всем согласен, особенно с
Цитата:
Объект - абстрактное понятие

Значит мир объектов - это абстарктный мир.


Какой-такой "абстрактный мир"? Нету никакого абстрактного мира. Есть только один, совершенно реальный. И никаких в нём абстрактных объектов не водится. Объекты появляются, когда мы начинаем строить модели мира. Сразу же после рождения. Чем дальше, тем больше мы этих моделей строим, и тем сложнее они становятся. А объекты "живут" в этих самых моделях. До какого-то момента модели эти являются нашим личным достоянием и существуют только в нашем Розуме (это по польски так мозг называется). А потом мы учимся говорить, и у нас появляется возможность обмениваться этими моделями с другими людьми. А дальше мы учимся читать и писать, и можем описывать свои модели на бумаге и изучать описания моделей, сделанные другими людьми. Теперь наши модели могут существовать и вне нашего Розума. В виде записей на бумаге или в другом виде. Но вовсе не в мифическом "мире моделей".

Freude писал(а):
Насколько мне известо разделение реальности на объективную и субъективную это дело рук марксистов? По крайне мере так говорит энциклопедия истории философии. Грекам это, вроде, было не свойственно, а в среденевековье и подавно.


Хм. Изучал я, конечно, диалектический материализм, но что-то не заметил там разделения реальности на объективную и субъективную. Впрочем, я, может быть, не понимаю, о чём Вы говорите.
Понятие субъекта появляется постольку, поскольку должны же мы себя, любимых, как-то из всего мира выделить. Мы же себя осознаём как нечто выделенное из всего мира. Конечно, это не мешает каждому субъекту быть некоторым элементом объективного мира.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение15.03.2006, 21:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18013
Москва
Freude писал(а):
Теперь вопросы:

1. Вы согласны, что в процессе познания, объект познания пропускается через наше сознание?
2. Вы согласны, что мир, который стоит за явлениями, но нам не явлен, может и существует, но не познаваем в принципе, ибо мы можем познать только то, что нам явлено?
3. Зачем Вам эти загадочные невидимые миры? Что они Вам дают?
4. Вы согласны с тем, что если объект заменить на феномен (т.е. сущность предмета - это интеграл по бесконечной совокупности его явлений), то все предыдущие достижения науки не будут этому противоречить?


Ой, агностик! А я, грешным делом, подумал, что солипсист. Впрочем, одно другому не мешает.

Слушайте, а зачем Вы этот разговор-то затеяли? Всё равно ведь никто не сможет Вас убедить, что Вы не правы, тем более, что Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует. Точно так же, как Вы не сможете убедить в своей правоте человека, последовательно придерживающегося противоположных взглядов. Это же не наука, и даже не религия. Тут никто никому ничего доказать не может.

 Профиль  
                  
 
 Как я себк это понимаю
Сообщение16.03.2006, 10:27 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12067
Я примерно понимаю позицию Freude. Постараюсь изложить своими словами

Someone писал(а):
Слушайте, а зачем Вы этот разговор-то затеяли? Всё равно ведь никто не сможет Вас убедить, что Вы не правы, тем более, что Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует. Точно так же, как Вы не сможете убедить в своей правоте человека, последовательно придерживающегося противоположных взглядов. Это же не наука, и даже не религия. Тут никто никому ничего доказать не может.

Раздел такой - хотел он поговорить и затеял этот разговор - у нас за чашкой кофе подобная болтовня частенько может возникать (По моему скромному представлению, практически все разговоры философского толка имеют собой одну цель - дать выговориться говорящему, а пользы мало. Это не относится абсолютно ко всей философии, но к большей ее части.) И цель у него не столько убедить кого-то, сколько доформировать свое мнение.
Someone писал(а):
Зачем уж Вы так собачку-то собрались мучить, она квантовую теорию поля не осилит. Мы ей чего попроще сделаем: приставочку к приборчику нашему. Как собачка кнопочку нажмёт, так приставочка эта сухарик собачке и кинет. Собачка с большим рвением будет кнопочку нажимать. А прибор каждый раз что-нибудь мерить будет. Так как, результаты измерений у нашей собачки те же получатся, что и у физика-экспериментатора, или другие всё-таки? Я понимаю, физики все сговорились, чтобы одинаковые результаты получать, но с собачкой-то об этом трудно договориться. Если она кнопочку нажимать за сухарик научится, то уже хорошо, а чтобы она ещё и результаты измерений "какие положено" подстраивала - это уж не её, собачьего, ума дело.

Дело ведь не в том, кто нажимает на кнопочку, а в том, кто создал прибор, заставил нажимать на кнопочку и потом, самое главное, интерпретирует результат.

Как я понимаю, объективная реальность - это мир, не пропущенный через сознание познающего. Как только появляется взаимодействие познающего субъекта с этой реальностью - он пропускает ее через измерительные приборы, органы чувств и свое восприятие, основанное бог знает на чем, он получает не объективный мир, а вот те самые феномены, о которых говорит Freude. И похоже Freude и не отрицает возможность существование объективной реальности, только говорит о том, что она не познаваема: как бы мы не старались, мы "видим лишь стопку фотографий девушки за стеклом" - остальное наша додумка. Представьте, что девушка эта не поворачивалась и вы ограничены в движении - тогда вы не видите (если у вас один глаз) протяженность этой девушки в одном из измерений и ничего не можете сказать о том, какая она в том направлении - может нет у нее вообще протяженности в том направлении - этакая плоская девушка. И так логично предположить если у вас одна фотография - модель плоской девушки хорошо описывает то, что видит этот фотограф. Может быть и другая модель, если фотограф знает, что измерений три - он может предположить, что девушка бесконечнопротяженная в невидимом ему направлении - и эта модель тоже хорошо описывает то, что он видит, но он ничего не знает об объективной реальности - о том какова же девушка в этом третьем измерении, если оно есть. И вдруг, о чудо, эта девушка повернулась - и фотограф, наделав новых фотографий, строит новую модель - оказывается девушка ограничена (девушки, извините за этот каламбур, просто Freude было приятно взять в качестве объекта наблюдения девушку - если Вас обидит такое отношение к девушке здесь, можете везде по тексту заменить на мальчика) в третьем измерении. Но, увы, это снова лишь модель, потому что фотограф ничего не может сказать о наличии других измерений, которые не доступны его чувственному или приборному восприятию. Также по фотографиям он может отловить движение девушки - изменение ее от фото к фото, но снова это всего лишь дискретный набор фотографий и их интерпретация. В науке все тоже самое - все модели хорошо (до поры до времени - пока девушка не повернется) объясняют и даже порой предстказывают то, что мы увидели (в широком смысле слова) - то есть явления, то есть мы не можем ничего с определенностью сказать о том что есть "на самом деле".
В чем же исходя из этого позиция Freude, как я себе это понимаю - он говорит, что коль скоро объективный мир непознаваем, то для нас это всего лишь абстракция. К тому же абстракция, по его мнению, не дающая плодотворных результатов - введение понятия "объективная реальность" ни на каплю не продвигает нас в познавательном процессе - достаточно работать в терминах феноменов - и это, по-моему, не так уж и плохо - развивает некоторый скепсис - заставляет задуматься о том, что видимая нам часть девушки еще не есть реальная девушка. Остается вопрос к тем, кто как и я утверждает существование объективной реальности, сможем ли мы убедить Freude в полезности введения понятия объективной реальности? Не уверен.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2006, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Цитата:
Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует


Я знаю что другие существуют ибо наблюдаю их феномены, но я не знаю их сущности. Я могу судить о людях только по их внешних проявлениях. Вряд ли нам суждено познать сущность ближнего полностью. Можете ли Вы сказать, что знаете кого-либо? Если и да, то только очень близких людей, и даже в этом случае близкие люди могут нас удивлять.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение16.03.2006, 19:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
Существует ли объективный мир?
Я часть этого мира.
Я существую, в этом у меня никаких сомнений нет.
Следовательно и мир существует.
"Cogito ergo sum" - об этом, кажется, Декарт говорит.

Единственное, что мне не нравится в мире, из-за чего он такой отвратительный,
так это некоторые люди, бывают просто уроды, зачем они только существуют.
Тем, кто говорит, что мир не существует, этот мир просто не нравится,
всё дело в психологии (и может в социологии).
Например, я был в пионерском лагере, в первый день в палате на меня накинулись "ребята"
и стали обзывать лохом. Я очень обижался, но потом понял, что они просто роботы, иначе
они не могут себя вести. То же самое и с дедовщиной в армии.
А Сартра я только "Стену" прочитал.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 14:01 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Ну и как впечатление?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 18:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
Freude писал(а):
Цитата:
Вы вообще не уверены, что кто-нибудь и что-нибудь кроме Вас существует


Я знаю что другие существуют ибо наблюдаю их феномены, но я не знаю их сущности. Я могу судить о людях только по их внешних проявлениях. Вряд ли нам суждено познать сущность ближнего полностью. Можете ли Вы сказать, что знаете кого-либо? Если и да, то только очень близких людей, и даже в этом случае близкие люди могут нас удивлять.


Почему вы так уверены, что вы себя хорошо знаете?
То какой ты на самом деле (объективное Я), может не совпадать с тем,
как ты сам себя воспринимаешь. Сущность самого себя то хрен узнаешь!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 20:15 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12067
Борис Лейкин писал(а):
Почему вы так уверены, что вы себя хорошо знаете?

А с чего Вы заключаете, что он считает, что хорошо себя знает? Он этого не говорил :wink:... Я вот себя последние полтора месяца частенько удивляю

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.03.2006, 23:06 


29/05/05
143
Борис Лейкин писал(а):
Я часть этого мира.
Я существую, в этом у меня никаких сомнений нет.
Следовательно и мир существует.


Когда Вы, Борис, пИшите: "Я часть этого мира", - то Вы прежде всего утверждаете, что мир существует, потому что, если бы Вы полагали противололожное ("мир не существует"), то какой смысл был бы в выссказывании "Я часть этого мира"? [Я понятно изъясняюсь?]. Конечно, из посылки "мир существует" легко выводится "мир существует" :) Получается "мир существует", потому что "мир существует"...

Борис Лейкин писал(а):
"Cogito ergo sum" - об этом, кажется, Декарт говорит.


Знаете, похоже, всё можно подвергнуть сомнению:

Борис Лейкин писал(а):
Тем, кто говорит, что мир не существует, этот мир просто не нравится


Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!! А поможет нам Проводник отсюда :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2006, 16:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
photon писал(а):
А с чего Вы заключаете, что он считает, что хорошо себя знает? Он этого не говорил :wink:...


Я, похоже, Freude не понял. :( :shock: :x :? :(

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.03.2006, 17:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18013
Москва
dikun писал(а):
Знаете, похоже, всё можно подвергнуть сомнению


Совершенно верно. Мы можем сколько угодно сомневаться, можем ли мы узнать что-нибудь о реальном мире, опираясь на собственные ощущения (и, добавлю, показания приборов), и есть ли он вообще, этот реальный мир. Тут можно нагородить "семь вёрст до небес, и всё лесом", написать тысячи томов "философских" трудов, прослыть величайшим "философом" всех времён и народов (как же, саму объективную реальность подверг сомнению). Однако всё это никаким способом проверить нельзя и, следовательно, все эти сомнения совершенно бесплодны, ни к какому полезному результату привести не могут. Вследствие этого все эти сомнения не имеют никакого отношения ни к науке вообще, ни к философии в частности, и только вследствие недоразумения называются "научной философией".

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 14:13 
Экс-модератор
Аватара пользователя


23/12/05
12067
Хорошо. Положим, объективная реальность не смотря на все наши сомнения существует. Что нам дает это знание? Какова польза этого знания?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 15:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
18013
Москва
photon писал(а):
Хорошо. Положим, объективная реальность не смотря на все наши сомнения существует. Что нам дает это знание? Какова польза этого знания?


А что дают эти сомнения? Которые мы, кстати, никаким способом проверить не можем? Какова польза этих сомнений?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение20.03.2006, 19:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/07/05
695
Ярославль
dikun писал(а):
Когда Вы, Борис, пИшите: "Я часть этого мира", - то Вы прежде всего утверждаете, что мир существует, потому что, если бы Вы полагали противололожное ("мир не существует"), то какой смысл был бы в выссказывании "Я часть этого мира"? [Я понятно изъясняюсь?]. Конечно, из посылки "мир существует" легко выводится "мир существует" :) Получается "мир существует", потому что "мир существует"...


:мысли, блин, родились: :? :)
Да нет же.(Или: "Да,вот именно" :? ) У несуществующего мира тоже могут быть части, если бы я
был частью несуществующего мира, я бы думал, что такой несуществующий мир существует.
:idea: Несуществующий мир не существует. Всё несуществующее не существует.
Короче, в мире нет ничего несуществующего. (Вот как 8-) )

dikun писал(а):
Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!!


Куда валить? Может в другом мире ещё хуже, и может оказаться так, что другой мир - тупиковый,
и из него уже никуда не свалишь.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение21.03.2006, 08:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/01/06
1037
Цитата:
А что дают эти сомнения? Которые мы, кстати, никаким способом проверить не можем? Какова польза этих сомнений?


Т.е. принимаем мы объективную реальность или нет - это дела не меняет. Мир вполне адеквантно может быть описан и без нее.
Таким образом, вы подтверждаете, что объективная реальность - это всего лишь убеждение, вера, которую невозможно ни доказать, ни опровергнуть? Иначе почему вы мне ее не докажете?

Цитата:
в мире нет ничего несуществующего


Согласен :), но это относится к реальному миру, а если мы несуществующее сделаем ОБЪЕКТОМ своего исследования, то, получается, несуществующее - это часть объективного мира :shock:

Цитата:
Точно! Валить надобно из этого мира!! И поскорее!!!


А может другого мира нет? Или что-то дает надежду?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 79 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Утундрий


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group