2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 10:56 


02/08/17
199
Физика и математика считаются науками близкими в том плане,что тот кто хорошо учится по математике, он также
хорошо учится и по физике и наоборот - то есть говорят о едином физмат мышлении.

С другой стороны бытует мнение о том, что математическое и физическое мышления все-таки не идентичны. Академик Арнольд помнится и математическое разделял на алгебраическое и геометрическое - в том смысле что кто-то лучше решает геометрию, а кто-то алг задачи.
Как-то одноклассник -выпускник ВМК, преподаватель линукса -на встрече (спустя много лет после окончания школы) признался,что никогда не понимал физику.

Я считал все это вздором, т.к. был убежден,что если человек шарит в матетматике, то он также будет шарить на приблизительно таком же уровне и в физике.

Но вот недавно я столкнулся со случаем, который однако заставил серьезно усомниться в идентичности физ и мат мышления

Дочка (7кл) учится в заочной школе при мифи. Недавно решали следующие две задачи из их заданий.

1. По математике. Дан отрезок и два угла. Надо построить (циркулем и линейкой) треугольник с этими же углами и периметром, равным этому отрезку. Она решила очень быстро - догадалась за менее чем 5 минут построить на отрезке половинные углы. Я сам не знаю за сколько времени бы догадался - но точно гораздо дольше. То,что математику в последний раз учил в году так 90-м - слабое мне оправдание :). (да и образование у меня биологическое а не технич)
2. Задача по физике. Дана канава (ров), заполненный частично водой (вроде наполовину не помню но не имеет разницы - на определенную высоту в общем) - прямоугольный параллепипед - дана длина, ширина, высота, а также глубина воды (то есть высота уровня воды).
Есть насос с данной мощностью и кпд. вопрос - за сколько времени насос выкачает воду на поверхность земли.

Лично для меня - в моем рейтинге сложности - эта задача по физике намного легче задачи по математике - потому что вроде все элементарно - происходит изменение потенц энергии воды, это изменение равно работе насоса (с учетом кпд) и - вуаля - все рассчитывается элементарно. Единственный "скользкий" момент - какую высоту брать за среднюю? Мне тут проще - я понимаю,что интегралов они не проходили, посему величина исходя из сооображений легкости (и из других соображений) дожна браться с уровня половины глубины воды

И соответственно думал,что она эту задачи легко решит

Не тут то было - она даже не знала как к ней подобраться. Хотя в математической задаче надо было именно придумать способ, а тут же просто следовать несложной логике закона изменения механической энергии (который она знала, возможно правда недостаточно крепко).

У меня тоже было немало случаев, когда одни задачи я решал, а другие - никак , при этом одноклассник\одногруппник мог наоборот - решить те, что я не решил и не решить, который я решил

То есть рейтинг сложности задач в немалой степени индивидуален

Почему так - это вопрос науки думаю -вообще мы не знаем, как на нейронном уровне происходит мыслительный процесс

Интересно знать ваше мнению насчет различных типов мышления, сообразительности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 11:34 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
Физика и математика считаются науками близкими в том плане,что тот кто хорошо учится по математике, он также
хорошо учится и по физике и наоборот - то есть говорят о едином физмат мышлении.
В обычной школе - возможно. Собственно, это означает лишь то, что человек более-менее умеет думать и не испытывает отвращения к предметам подобного типа.

А уже на уровне ученика физматшколы или студента "физики" и "математики" четко различаются. Бывают, конечно, люди, успешно сочетающие оба варианта, но они сравнительно редки.
iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
Дочка (7кл) учится в заочной школе при мифи. Недавно решали следующие две задачи из их заданий.
В данном конкретном случае все проще. Стандартная школьная программа в 7 классе содержит решение задач, подобных первой, и почти не содержит - второй. Т.е. разница (пока) не в типе мышления (в этом отношении вторая задача на самом деле тоже "математическая"), а просто в умении или неумении решать задачи такого типа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 13:29 


02/08/17
199
Цитата:

А уже на уровне ученика физматшколы или студента "физики" и "математики" четко различаются. Бывают, конечно, люди, успешно сочетающие оба варианта, но они сравнительно редки.

Мой отец (выпускник физтеха) кстати - хотя и любил именно физику, решал (мне) сложные задачи по математике в матклассе без проблем. понятно это не уровень вуза - тем не менее.
Цитата:
В данном конкретном случае все проще. Стандартная школьная программа в 7 классе содержит решение задач, подобных первой, и почти не содержит - второй. Т.е. разница (пока) не в типе мышления (в этом отношении вторая задача на самом деле тоже "математическая"), а просто в умении или неумении решать задачи такого типа.


Тут Вы не угадали. Она совсем не решала в школе задачи на построение (обычная языковая школа, увы - уровень преподавания геометрии не так высок как хотелось) - все что решала - это я вместе с ней разбирал задачи из пособия для ЗШ МИФИ.
А по физике - я вполне себе разбирал с ней задачи с энергией и работой
Кроме того - я и раньше замечал,что она могла решить сложные задачи по математике, а вот по физике успехи явно хуже (все задачи, которые я имею ввиду - не из ее обычной школы - там у нее все пятерки, а из ЗШ МИФИ)

Единственно что еще могу предположить - в школе преподают физику хуже, чем математику. но это только предположение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 13:35 
Аватара пользователя


11/12/16
14036
уездный город Н
iliaborisov

ИМХО, на этом уровне различий все полностью определяется тем, какого типа задачи человек больше решал.
Причем различие, может быть случайное в начале, имеет тенденцию усугубляться.
Например, так случилось, что при решении какой-то математической задачки у ребенка возник ступор, голова болела, например. А физическую решал после хорошего отдыха, на свежую голову и с шоколадкой в руке, и быстро её "зашарил".
Вот и решает больше физических задач, потому что получает удовольствие, а математические избегает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 13:38 
Заслуженный участник


02/08/11
7013
Я мог одну и ту же задачу, предложенную как задачу по математике, не решить, а как задачу по физике - без особых проблем. (Мне запомнился один такой конкретный случай - про четырёх жуков в вершинах квадрата, но были и ещё.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 13:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
warlock66613 в сообщении #1381126 писал(а):
Мне запомнился один такой конкретный случай - про четырёх жуков в вершинах квадрата

О, расскажите, пожалуйста!

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 14:15 
Заслуженный участник


02/08/11
7013
Munin в сообщении #1381129 писал(а):
О, расскажите, пожалуйста!
Вот эта задача: Квадрат и четыре жука.

Попалась она мне то ли на областной математической олимпиаде, то ли на экзаменах в летнюю физматшколу (именно в разделе математических задач). Пытался я её решать, но никаких хороших идей не было. Ну то есть понятно, что жуки всё время образуют квадрат, и что квадрат этот уменьшается. Наверное можно представить это как комбинацию поворота с гомотетией, и пытаться вычислить параметры этих преобразований, но даже если и получится, то неясно как из этого получить требуемую длину кривой. В общем, даже и сейчас, смотря на неё в математическом разделе, я испытываю то же самое: вообще без понятия, как к ней подступиться, как начать.

А потом, где-то пол-года или год спустя, я увидел её в сборнике задач по физике. Я начал её решать, и решил без особых проблем. В самом деле: у нас есть по условию механическая система из четырёх жуков. Ясно, что надо начать с того, что записать уравнения движения этой системы (в векторном виде, разумеется). Далее, очевидная симметрия позволяет эти уравнения упростить, свести к уравнению для одного жука. Требуется найти путь, но жук движется по кривой, так что впрямую путь найти сложно; но поскольку скорость по модулю постоянна и известна, то ясно, что надо искать время, которое тривиальным образом находится из уравнения движения. В общем, задача максимум "со звёздочкой", решается стандартными приёмами "в лоб".

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 14:43 


02/08/17
199
Pphantom в сообщении #1381113 писал(а):
В данном конкретном случае все проще. Стандартная школьная программа в 7 классе содержит решение задач, подобных первой, и почти не содержит - второй. Т.е. разница (пока) не в типе мышления (в этом отношении вторая задача на самом деле тоже "математическая"), а просто в умении или неумении решать задачи такого типа.


Я тут понял\вспомнил как она так быстро догадалась. Какое то время назад до этого решала задачу, где был треугольник в треугольнике и как раз периметр треугольника который внутри был равен строне трейгольника большого (по моему это надо было доказать, не помню), на котором он распологался. Ну вот а я про эту задачу подзабыл

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 16:06 


07/11/18
71

(Оффтоп)

iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
преподаватель линукса


Такие бывают?


iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
Физика и математика считаются науками близкими в том плане,что тот кто хорошо учится по математике, он также
хорошо учится и по физике и наоборот - то есть говорят о едином физмат мышлении.


Думаю, что нет. Кстати, кем вообще считается? Если вспомнить школу, то я и то и то решал, но школа была обычная. Это не показатель. А сейчас я физику, например, вообще не знаю :D Математику вроде бы знаю, в своей области)) Да и желания физику учить нет, не интересна. Порой конечно тянет взглянуть, как неограниченные операторы в какой-нибудь квантовой механики применяются, но надо проделать путь чтобы это понять, а мне лень.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 16:26 
Аватара пользователя


24/01/19

265
iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
величина исходя из сооображений легкости (и из других соображений) дожна браться с уровня половины глубины воды
Это вам понятно. К тому же неправильно.
В этом и затык. Дочка реалистично подходит к решению: налицо непрерывный изменяющийся процесс, сосчитать который она не может, нет у неё таких инструментов. Лежала бы задача в математике, результат был тем же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 16:29 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
warlock66613
Спасибо за задачу.
1. Очевидно, что жуки ползут по логарифмической спирали.
2. Как найти длину лог. спирали - я без понятия.
3. Но понятно, что проекция скорости жука на радиус постоянна, и легко находится из косинуса угла. Задача легко обобщается на любое количество жуков, хоть на $e.$
Это математическое решение, или физическое?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 16:32 


02/08/17
199
podih в сообщении #1381164 писал(а):
iliaborisov в сообщении #1381108 писал(а):
величина исходя из сооображений легкости (и из других соображений) дожна браться с уровня половины глубины воды
Это вам понятно. К тому же неправильно.
В этом и затык. Дочка реалистично подходит к решению: налицо непрерывный изменяющийся процесс, сосчитать который она не может, нет у неё таких инструментов. Лежала бы задача в математике, результат был тем же.


Ну у нее затык был даже не в выборе "средней" глубины.
А кстати - как правильно? Разве мы не считаем (условно) массу сосредоточенной на глубине равной половине глубины (при g=const)?

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 17:10 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
Munin в сообщении #1381165 писал(а):
Очевидно, что жуки ползут по логарифмической спирали

С какого по логарифмической? Там же угол между скоростью и радиусом постоянный.

-- 11.03.2019, 17:17 --

Да, по логарифмической :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 18:42 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
Munin
Длину логарифмической спирали элементарно же найти из интегрирования экспоненты, а тут просто типа замены переменной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Еще раз о типах мышления
Сообщение11.03.2019, 19:21 
Аватара пользователя


24/01/19

265
podih
Да, сейчас обратил внимание, что котлован без откосов. Вы правы.
$t=\frac{mgh}{N}$, где $h$ рассчитывается как среднее по высотам дна и и верхней отметки воды.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 34 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group