Я на форуме новичок, правила по использованию ТеХа прочитал, постараюсь полностью их соблюсти и прошу не судить строго, если не получилось.
А также я не знаю насколько глубоко можно использовать аппарат теормеха и сопромата при выводе.
Задача весьма интересная, я постараюсь воспроизвести логику, которой я пользовался в выводе окончательного решения.
Начал я, как следует, из простых соображений и всевозможных допущений, а затем постепенно задачу усложнял. Мой подход, безусловно, не единственный, но как есть.
Я буду пользоваться Вашими обозначениями, но вот длину свободного пробега тела слева обозначу
, а длину свободного пробега тела справа
, полная длина троса при выбранном зазоре -
, начальная длина не натянутого троса -
, тогда свободный пробег:
.
Будем для определенности полагать, что сила
1. Пусть изначально трос заранее натянут (я это делаю для того, чтобы Вы потом смогли использовать мои положения для окончательного решения).
Тогда уравнение движения для системы тел запишется в виде
, где
- плотность единицы длины троса.
1.1 Пренебрежем силами инерции
Тогда условие прочности через осевое напряжение:
, где
- площадь поперечного сечения троса,
- допускаемое осевое напряжение в тросе.
1.2 С учетом сил инерции
С учетом сил инерции нужно понимать, что трос будет дополнительно растягиваться вследствие вовлечения его в поступательное движение с некоторой силой. Тогда
Итак, данные положения не решают Вашу задачу, но помогут нам с ней.
Вероятно, главной ошибкой в Ваших рассуждениях был пункт 2, предполагающий, что максимальные нагрузки будут возникать при движении системы тел в одном направлении после удара, в то время как именно удар будет определяющим в разрушении троса.
2. Трос не натянут.
Для начала пренебрежем массой троса по отношению к массе концевых тел. Если у Вас получится в рамках такого предположения решить данную задачу, то я расскажу свои соображения насчет корректного учета вовлекаемой массы троса в движение за одним и другим телом.
По пунктам:
- записываем уравнение движения для двух тел под действием различных сил;
- интегрируем эти уравнения от нулевой скорости до
до некоторого времени натяжения троса
, которое будет, очевидно, одинаковым;
- однозначно связываем скорости
между собой;
- преобразуем уравнение движения, воспользовавшись соотношением
, где
- координата;
- интегрируем это выражение до
и
, выражаем последние и суммируем, так как
;
- теперь у нас два уравнения с двумя неизвестными скоростями
. Разрешаем и находим их;
- в процессе резкого торможения троса работа одной из реакций троса (реакции в общем случае не равны, подумайте какую из двух реакций следует использовать) на величине удлинения
должна компенсировать кинетическую энергию тела и работу движущей силы
;
- связывая удлинение через напряжение и модуль упругости (для стального троса он примерно в три раза меньше стального прутка, т.е. порядка 67 ГПа) выражаем напряжение и находим его;
- почти все, осталось лишь учесть, что при динамическом нагружении сталь ведет себя не так, как при статическом, и лучше сопротивляется приложенным нагрузкам. С другой стороны, при динамическом нагружении кривая "истинные напряжения - деформация" ведет себя близко к упругости вплоть до разрушения, стало быть не надо учитывать пластическое упрочнение. Учитывать это или нет, - все зависит от необходимого Вам результата - исключительно теоретического или же с практической значимостью.
Будут вопросы по последнему и другому пункту - спрашивайте.