Руссофобия великого математика И. Шафаревича, в какой-то мере, ответ Пайпсу.
Цитата:
Мы выберем в качестве примера книгу Р. Пайпса (5) “Россия при старом режиме”,
.
(далее в оффтопе)
(Оффтоп)
особенно тесно примыкающую к интересующему нас направлению по ее основным установкам.
Историю России, начиная с раннего средневековья, определяют некоторые “архитипические” русские черты: рабская психология, отсутствие чувства собственного достоинства, нетерпение к чужому мнению, холуйская смесь злобы, зависти и преклонения перед чужой властью.
Издревле русские полюбили сильную, жестокую власть и саму ее жестокость; всю свою историю они были склонны рабски подчиняться силе, до сих пор в психике народа доминирует власть, “тоска по Хозяину”.
Параллельно русскую историю, еще с XV века, пронизывают мечтания о какой-то роли или миссии России в мире, желание чему-то научить других, указать какой-то новый путь или даже спасти мир. Это “русский мессианизм” (а проще — “вселенская русская спесь”), начало которого авторы видят в концепции “Москва — Третий Рим”, высказанной в XVI веке, а современную стадию — в идее всемирной социалистической революции, начатой Россией.
В результате Россия всё время оказывается во власти деспотических режимов, кровавых катаклизмов. Доказательство — эпохи Грозного, Петра I, Сталина.
Но причину своих несчастий русские понять не в состоянии. Относясь подозрительно и враждебно ко всему чужеродному, они склонны винить в своих бедах кого угодно: татар, греков, немцев, евреев… только не самих себя.
Революция 1917 года закономерно вытекает из всей русской истории. По существу, она не была марксистской, марксизм был русскими извращен, переиначен и использован для восстановления старых русских традиций сильной власти. Жестокости революционной эпохи и сталинского периода объясняются особенностями русского национального характера. Сталин был очень национальным, очень русским явлением, его политика — это прямое продолжение варварской истории России. Сталинизм прослеживается в русской истории по крайней мере на четыре века назад.
Те же тенденции продолжают сказываться и сейчас. Освобождаясь от чуждой и непонятной ей европеизированной культуры, страна становится все более похожей на московское царство. Главная опасность, нависшая сейчас над нашей страной, — возрождающиеся попытки найти какой-то собственный, самобытный путь развития — это проявление исконного “русского мессианства”. Такая попытка неизбежно повлечет за собой подъем русского национализма, возрождение сталинизма и волну антисемитизма. Она смертельно опасна не только для народов СССР, но и для всего человечества. Единственное спасение заключается в осознании гибельного характера этих тенденций, в искоренении их и построении общества по точному образцу современных западных демократий.
Пайпс позиционируется как эксперт в русской истории, в России, однако, он ни разу не был. Его точка зрения - есть отражение отношения Западных элит к России, ее истории, культуре и народу.
По поводу "научных" методов Пайпса английская Википедия оказывается более открытой, чем русская.
Цитата:
Peter Kenez (a one-time PhD student of Pipes') argued that Pipes approached Soviet History as a prosecutor, intent solely on proving the criminal intent of the "defendant", to the exclusion of anything else.[30] Pipes' critics argued that his historical writings perpetuated the Soviet Union as "evil empire" narrative in an attempt "to put the clock back a few decades to the times when Cold War demonology was the norm."
Alexander Rabinowitch writes that whenever a document can serve Pipes' long-standing crusade to demonize Lenin, Pipes commented on it at length; if the document allows Lenin to be seen in a less negative light, Pipes passed over it without comment.