Последний раз редактировалось dllzero 27.02.2018, 17:15, всего редактировалось 1 раз.
Я не буду встревать в ваш спор, но всё-таки есть одна небольшая просьба, выполнение которой необходимо для вашего же взаимопонимания. Пожалуйста, определите конкретно здесь то, что подразумевается под существованием. В этом нет ничего глубоко философского, так как знак "существование" имеет под собой яркий пример полисемии, и даже если кто-то кого-то понимает, исходя из контекста (например, контекста исчисления предикатов), то другие могут попросту не понять, что можно заметить тут.
Более всего здесь подойдут такие дефиниции (а они семантически разные): 1. Существовать — значит, быть значением квантифицируемой переменной; 2. Существовать — значит, иметь внеязыковой объектный референт, или денотат, либо иметь набор референтов, которые строго указывают на него как на диспозицию.
Скорее первое, чем второе. Может, ещё другие подойдут.
Можно для удобства ввести "математическую реальность", где существование будет означать необходимое реферирование понятием математического объекта и при этом будет доопределено, исходя из конкретной семантики (например, относительно пустых множеств - они существуют, но не содержат ни одного элемента). С большой уверенностью, хотя конкретно я этого не разбирал, такое можно определить и без этого введения (для удобства) какой-то другой реальности прямо из первой дефиниции.
Кроме того, не следует забывать, что в традиционной (той самой схоластической) логике, кроме стандартных атрибутивных суждений (условно имеющих вид "S is P"), есть ещё экзистенциальные ("S exist(s)"), где под существованием (обычно) понимается первая дефиниция. Экзистенциальные суждения в ряде разных моделей можно выразить через атрибутивные.
Если не указано других условий, то в традиционной логике считается, что все подразумеваемые объекты действительно существуют и, что, к сожалению, тоже опускается, хотя это нужно оговаривать отдельно, существуют в той или иной наличности (либо вторая дефиниция, либо "условная реальность" по типу математической), однако, если не указано, об этом приходится судить, исходя из контекста. Мол, если греки существуют как понятие (а это полагается стандартно, если в высказывании есть субъект "греки"), то здесь это понятие реферирует сущности, которые, исходя из предиката, в принципе могут иметь свойство смертности и его имеют всеобщно ("все греки смертны"). А если речь о фактах действительного мира, то под сущностями "греки" понимаются реальные греки, которых можно встретить в большей части в Греции, и об этом узнаётся, опять же, из контекста.
В общем, это действительно поле для неопределённости, но при споре об этом лучше самим не использовать неопределённые понятия.
|