Так что же разводит лепестки электроскопа, математическая функция? "Рябь" чего сжимала и растягивала Землю в экспериментах на Advanced LIGO? "Рябь" математического (геометрического) образа, называемого пространством-временем или всё-таки на Землю воздействовала особая форма материи - гравитационное поле?
Да, воздействие на детекторы оказывает поле: электромагнитное поле в электромагнитных явлениях, гравитационное поле в гравитационных явлениях. Это и говорится в хороших учебниках физики. Причём, в хороших учебниках физики авторы учат учеников применять понятие поле для количественного анализа явлений (именно на эту роль понятия "поля" - как инструмента количественного анализа сложных физических явлений, - я старался обратить Ваше внимание в своём сообщении).
Да, в количественном анализе поле описывается функциями, что тут непонятно-то? Именно в терминах полевых функций, причём во множестве конкретных задач с самыми разными условиями, и, конечно, в сопоставлении расчётных результатов с опытами раскрываются все грани понятия "поля". Именно сравнивая теор. расчёты с измерениями в опытах физика изучает физические явления, и результаты такого изучения оказываются применимыми и востребованными в инженерной практике.
А если Вы каждый раз будете к слову "поле" ещё присовокуплять философские слова "поле это особая форма материи", то пользы для понимания и для практики от такой философской добавки - ноль. Без расчётов гравитационного поля в терминах соответствующих функций ("ряби" в метрике пространства-времени), а с одними только причитаниями "о, да, поле это материя!", не было бы Advanced LIGO. Инженеры конструируют технику на основе расчётов, а не по учебнику философии.
(Когда государственные органы насаждали определённую идеологию с философией, авторы учебников физики частенько были вынуждены вставлять в текст фразы о философской категории - о материи, да ещё и со ссылками на такого великого учёного, как В.И. Ленин; вот уж Ленин-то всё про материю знал: и что она такое и насколько неисчерпаем атом с электроном
Но вдумчивые ученики, стремившиеся изучать физику, а не философские разговоры о ней, изучали в учебниках физики не эти пустопорожние фразы о материи, а описания опытов, уравнения полей, учились решать задачи, и таким путём постепенно постигали физический смысл понятия "поле").
Да и на Вашем примере уже видна ничтожность пользы от разговоров о материи в физике. Смотрите: ведь Вы сами пишете, что уже знаете из учебников, что "поле это особая форма материи". Вот и радуйтесь - Вы уже знаете про поле всё, что знают люди на дилетантском уровне, не стремящиеся углубляться в уравнения полей! Зачем же тогда Вы задаёте на физическом форуме вопросы про поле, если не желаете изучать детали этого понятия, которые приводятся в учебниках физики?
Так что же разводит лепестки электроскопа, математическая функция?
Не могу поверить, что не психбольной серьёзный человек будет всерьёз спрашивать, "не математическая ли функция разводит лепестки электроскопа?". Задавая вопрос в такой форме, Вы занимаетесь демагогией или троллингом. Но, тем не менее, отвечу серьёзно.
Нет, не математическая функция разводит лепестки электроскопа; функция лишь помогает нам количественно оценивать силу, действующую на лепестки, обладающие электрическим зарядом. Воздействие электрически заряженных тел друг на друга силой - самостоятельное фундаментальное явление; его не удаётся выразить в терминах известных в быту явлений, таких например, как видимое глазом "непосредственное" воздействие шестерёнок друг на друга в часовом механизме, или воздействие кочерги на дрова в печке.
Считайте, что в том и заключается фундаментальное отличие электромагнитных явлений от картины механизмов в наглядном быту, что тела могут взаимодействовать друг с другом, находясь на видимом глазами расстоянии друг от друга. При достаточно большом расстоянии между телами становится заметным ещё и запаздывание взаимодействия. Можете при желании это самостоятельное явление называть "запаздывающим дальнодействием частиц". На дилетантском уровне этого достаточно.
Для "а поговорить" с друзьями дилетант может добавить, что взаимодействие передаётся "особой формой материи", или "через особую среду - эфир". Или может придумать себе новые объяснения - какие-нибудь там "вихрища". Что конкретно насочиняет в своём воображении дилетант, это не влияет на наблюдаемую картину взаимодействия лепестков в электроскопах, и для науки неважно; лишь бы самому фантазёру его сочинения нравились.
Для точного описания и анализа совокупности проявлений дальнодействия физики ввели понятие "поле" (и не абы как сфантазировали "с плеча", а прежде испытав разные способы - и через "силовые линии", были и попытки ввести в рассмотрение особую среду - эфир). Упрощённо говоря, в физике для детального анализа явлений оказалось очень удобным дальнодействие частиц описывать как близкодействие: как локальное взаимодействие частицы с полем, создаваемым другими частицами. Отсюда понятно, что теоретическое понятие "поле" оказалось в физике столь же фундаментальным, как и само наблюдаемое явление воздействия тел друг на друга на расстоянии. Осознавая всё это, физик может, как и философ, называть поле "реальным объектом", "формой материи" и т.п., но физик не противопоставляет эти названия тому факту, что в его исследованиях поле описывается математической функцией.
В физике полю не даётся "определения" через философские категории (а если и даётся, то лишь для философствующих дилетантов, они ведь всё-таки тоже какие-никакие люди, может быть даже будущие внимательные читатели учебника по физике). Детально свойства любого поля в физике определяются именно через уравнения поля с их решениями для многих частных случаев, в сопоставлении с измерениями в опытах.
А бесполезность (в физике) одних только разговоров "о формах материи" можно пояснить ещё и так: вот Вам нравится определение поля как особой формы материи, хорошо. А что Вы ответите, если Вас спросить: что такое материя? Допустим, Вы ответите примерно по-ленински: "это объективная реальность, которая копируется, фотографируется, отображается, существует..." и т.д. Тогда я продолжу спрашивать определения: что такое "реальность", что такое "объективная", что значит "фотографируется", "отображается", что значит "существует"?. Буду спрашивать про лепестки электроскопа - что это такое, дайте определение не в терминах лепестков; что такое атомы, электроны, частицы - дайте определение не в терминах атомов, электронов, частиц. Буду спрашивать, что такое точка, что такое среда, что такое вакуум, что такое "что такое" и что такое "ничто".
Бесконечная цепочка вопросов "что такое то или сё...?" это тупиковый путь. Чтобы выйти из тупика, на каком-то этапе надо будет прекратить пытаться определять всё новые и новые определяющие термины к определяющим терминам, а предъявить физическую картину явлений, поясняющих основные понятия, о которых идёт речь в описании этой картины.
Вот, понятие "поле" как раз относится к таким основным понятиям, которым в физике не даётся определения "что это такое" через более простые известные понятия, а поясняется на опытах и в учебных задачах, как оно работает в анализе наблюдаемых физических явлений. (И что такое "физические явления" - тоже бесполезно философски объяснять; учителя стараются явления показывать школьникам и студентам в лаборатории).