2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 00:20 
Аватара пользователя


01/12/11

8634
В одном из сборников олимпиадных задач встречаю следующую:

На доске написаны три числа: 4, 7, 13.
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел (например, из тройки (4, 7, 13) может получиться тройка (4, 1, 13)).
Эту операцию провели несколько раз. Может ли одно из чисел оказаться равным: а) 2002; б) 2003?

Меня поразило решение, предлагаемое автором сборника:

Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство. Значит, число 2002
может, а число 2003 не может.

Что значит "значит"? А разве пример, доказывающий возможность получения числа 2002, не нужен?
Это же каким уровнем логической культуры нужно обладать, чтобы решать задачи подобным образом?!

Ваше мнение?

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 07:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/08/07
5500
Нов-ск
Цитата:
Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство.

Новаая тройка может не иметь такого же свойства: $13-4 \times 2 = 5$

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 07:44 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Ktina в сообщении #1222163 писал(а):
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел
TOTAL, в вашем примере наоборот.

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 08:28 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
В условии ничего не говорится про натуральность разности, как и полученных чисел тройки. Ничто не запрещает удвоить 4 и вычесть из полученного произведения 13:
4*2-13=-5,
а затем совершать действия над "-5":
-5*2-7=3

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 10:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
У числа -5 остаток от деления на 3 тоже 1, в чем проблема?
PETIKANTROP в сообщении #1222204 писал(а):
-5*2-7=3
Разве? Интересное равенство!

$2(3k+1)-(3m+1) =3(2k-m)+1$

Ktina
Да, пример нужен. Ну, может это просто указание к решению?

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 12:13 


10/03/17
26
Ktina в сообщении #1222163 писал(а):
В одном из сборников олимпиадных задач встречаю следующую:

На доске написаны три числа: 4, 7, 13.
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел (например, из тройки (4, 7, 13) может получиться тройка (4, 1, 13)).
Эту операцию провели несколько раз. Может ли одно из чисел оказаться равным: а) 2002; б) 2003?

Меня поразило решение, предлагаемое автором сборника:

Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство. Значит, число 2002
может, а число 2003 не может.

Что значит "значит"? А разве пример, доказывающий возможность получения числа 2002, не нужен?
Это же каким уровнем логической культуры нужно обладать, чтобы решать задачи подобным образом?!

Ваше мнение?

Какие здесь вы видите противоречия?Доказательство каких в математике много.

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 12:19 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Albert61 в сообщении #1222281 писал(а):
Какие здесь вы видите противоречия?
Очевидные. Мы доказали, что могут появиться только числа вида $3k+1$. Но не доказали, что может появиться каждое такое число.

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 13:33 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
PETIKANTROP в сообщении #1222204 писал(а):
-5*2-7=3

С точки зрения арифметики, несколько вернее было бы написать:
$-5\cdot2-7=-17$

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 15:09 
Аватара пользователя


15/04/15
1578
Калининград
Лукомор в сообщении #1222313 писал(а):
С точки зрения арифметики, несколько вернее было бы написать:
$-5\cdot2-7=-17$

provincialka в сообщении #1222241 писал(а):
Разве? Интересное равенство!



Угу))) Чёрт попутал!

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 15:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Ktina
А вот вы и разьеритесь, какие числа вида $3k+1$ можно получить таким процессом. И какие тройки! Вот вам и Задача .

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:02 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
provincialka в сообщении #1222364 писал(а):
какие числа вида $3k+1$ можно получить таким процессом

И за какое минимальное число "ходов" можно получить 2002?!
Тоже хороший вопрос...

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:06 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Можно построить дерево решений. Из каждой вершины выходят три ребра полдюжины рёбер... Только оно оч. быстро разрастётся. Вечером попробую закодить. (Кстати, будет ли оно именно деревом? Сейчас совершенно лень это прикидывать.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9213
Цюрих
За $8$ ходов $2002$ получить можно, быстрее нельзя (даже если разрешить выходить в отрицательные).
Код:
(4, 7, 13)
(4, 7, 22)
(4, 7, 37)
(4, 7, 67)
(4, 7, 130)
(4, 7, 256)
(4, 7, 505)
(4, 7, 1003)
(4, 7, 2002)

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group