2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 00:20 
Аватара пользователя
В одном из сборников олимпиадных задач встречаю следующую:

На доске написаны три числа: 4, 7, 13.
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел (например, из тройки (4, 7, 13) может получиться тройка (4, 1, 13)).
Эту операцию провели несколько раз. Может ли одно из чисел оказаться равным: а) 2002; б) 2003?

Меня поразило решение, предлагаемое автором сборника:

Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство. Значит, число 2002
может, а число 2003 не может.

Что значит "значит"? А разве пример, доказывающий возможность получения числа 2002, не нужен?
Это же каким уровнем логической культуры нужно обладать, чтобы решать задачи подобным образом?!

Ваше мнение?

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 07:24 
Аватара пользователя
Цитата:
Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство.

Новаая тройка может не иметь такого же свойства: $13-4 \times 2 = 5$

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 07:44 
Аватара пользователя
Ktina в сообщении #1222163 писал(а):
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел
TOTAL, в вашем примере наоборот.

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 08:28 
Аватара пользователя
В условии ничего не говорится про натуральность разности, как и полученных чисел тройки. Ничто не запрещает удвоить 4 и вычесть из полученного произведения 13:
4*2-13=-5,
а затем совершать действия над "-5":
-5*2-7=3

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 10:43 
Аватара пользователя
У числа -5 остаток от деления на 3 тоже 1, в чем проблема?
PETIKANTROP в сообщении #1222204 писал(а):
-5*2-7=3
Разве? Интересное равенство!

$2(3k+1)-(3m+1) =3(2k-m)+1$

Ktina
Да, пример нужен. Ну, может это просто указание к решению?

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 12:13 
Ktina в сообщении #1222163 писал(а):
В одном из сборников олимпиадных задач встречаю следующую:

На доске написаны три числа: 4, 7, 13.
Разрешается стереть одно из чисел и вместо него записать на доске разность между удвоенным стертым числом и одним из двух других чисел (например, из тройки (4, 7, 13) может получиться тройка (4, 1, 13)).
Эту операцию провели несколько раз. Может ли одно из чисел оказаться равным: а) 2002; б) 2003?

Меня поразило решение, предлагаемое автором сборника:

Каждое число данной тройки при делении на 3 дает в остатке 1. Эта особенность
инвариантна, т. е. новая тройка чисел имеет такое же свойство. Значит, число 2002
может, а число 2003 не может.

Что значит "значит"? А разве пример, доказывающий возможность получения числа 2002, не нужен?
Это же каким уровнем логической культуры нужно обладать, чтобы решать задачи подобным образом?!

Ваше мнение?

Какие здесь вы видите противоречия?Доказательство каких в математике много.

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 12:19 
Аватара пользователя
Albert61 в сообщении #1222281 писал(а):
Какие здесь вы видите противоречия?
Очевидные. Мы доказали, что могут появиться только числа вида $3k+1$. Но не доказали, что может появиться каждое такое число.

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 13:33 
Аватара пользователя
PETIKANTROP в сообщении #1222204 писал(а):
-5*2-7=3

С точки зрения арифметики, несколько вернее было бы написать:
$-5\cdot2-7=-17$

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 15:09 
Аватара пользователя
Лукомор в сообщении #1222313 писал(а):
С точки зрения арифметики, несколько вернее было бы написать:
$-5\cdot2-7=-17$

provincialka в сообщении #1222241 писал(а):
Разве? Интересное равенство!



Угу))) Чёрт попутал!

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 15:38 
Аватара пользователя
Ktina
А вот вы и разьеритесь, какие числа вида $3k+1$ можно получить таким процессом. И какие тройки! Вот вам и Задача .

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:02 
Аватара пользователя
provincialka в сообщении #1222364 писал(а):
какие числа вида $3k+1$ можно получить таким процессом

И за какое минимальное число "ходов" можно получить 2002?!
Тоже хороший вопрос...

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:06 
Аватара пользователя
Можно построить дерево решений. Из каждой вершины выходят три ребра полдюжины рёбер... Только оно оч. быстро разрастётся. Вечером попробую закодить. (Кстати, будет ли оно именно деревом? Сейчас совершенно лень это прикидывать.)

 
 
 
 Re: Уровень логической культуры составителей олимпиадных задач
Сообщение05.06.2017, 17:19 
Аватара пользователя
За $8$ ходов $2002$ получить можно, быстрее нельзя (даже если разрешить выходить в отрицательные).
Код:
(4, 7, 13)
(4, 7, 22)
(4, 7, 37)
(4, 7, 67)
(4, 7, 130)
(4, 7, 256)
(4, 7, 505)
(4, 7, 1003)
(4, 7, 2002)

 
 
 [ Сообщений: 13 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group