2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 09:52 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
Подскажите, как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?

Сам пока разложил методики обучения на две главные группы:
1. От простого к сложному.
2. От сложного к простому.

Точнее даже так:
1. От простого и неинтересного, к интересному, но сложному.
2. Наоборот, от интересного, но сложного, к простому, но не интересному.

Первое, это всем известный метод, обычно применяемый почти везде.
А вот второе, это когда, обучение начинается непосредственно с предмета интереса.
Например, ученик интересуется устройством шуруповёрта. А вся теория строится и наращивается вокруг этого предмета интереса.
Тогда обучение начинается непосредственно с самого шуруповёрта. Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.
Когда доходит до того, что ученик не понимает, то объясняется, что для того чтобы это понять, нужно изучить вот то которое попроще.
Когда и там доходит до того, что он не понимает, то соответственно происходит отсылка к следующему уровню, и т.д.

В результате у ученика образуется достаточно чёткая картина взаимосвязи изучаемых знаний с предметами его интереса.
И полученные знания соответственно у него будут поняты намного глубже и запомнятся намного крепче.

Меня больше интересует второй метод. Используется ли он в каких-то образовательных системах где-то?
И ещё учебную литературу подскажите на эту тему (на тему преподавания по второму методу), если есть.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 12:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


22/01/11
2641
СПб
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Например, ученик интересуется устройством шуруповёрта. А вся теория строится и наращивается вокруг этого предмета интереса.
Тогда обучение начинается непосредственно с самого шуруповёрта. Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.

Не всегда так. Формулировка БТФ понятна очень многим. А вот "начать" разборку БТФ с целью в итоге придти к доказательству -- это круче, чем 40 лет по пескам

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:22 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
alcoholist в сообщении #1195512 писал(а):
Формулировка БТФ понятна очень многим.

Что такое БТФ? Мне ничего кроме - "базовая теория физики," на ум не приходит. :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:37 
Заслуженный участник


02/08/11
7059
Большая теорема Ферма

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 13:44 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
warlock66613 в сообщении #1195528 писал(а):
Большая теорема Ферма
А-а-а. Тогда не понятно к чему это. И что не всегда так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:11 
Аватара пользователя


07/01/15
1244
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Происходит разборка прибора, и объясняется, что к чему.

Можно ограничиться демонстрацией того, как насадки менять да как кнопку нажимать. Сейчас даже сварочные аппараты игрушечные делают, так что дети могут ими пользоваться. Двадцать первый век :)

-- 26.02.2017, 15:11 --

warlock66613 в сообщении #1195528 писал(а):
Большая теорема Ферма


AAA1111 в сообщении #1195531 писал(а):
Тогда не понятно к чему это

Зубы ломаются.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:29 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
SomePupil в сообщении #1195541 писал(а):
Можно ограничиться демонстрацией того, как насадки менять да как кнопку нажимать.
А кто тогда лет через 20 их усовершенствовать будет? Если так рассуждать, то вскоре и ремонтировать их некому станет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 14:45 
Аватара пользователя


07/01/15
1244
AAA1111 в сообщении #1195548 писал(а):
А кто тогда лет через 20 их усовершенствовать будет?

Профессионалы, которые учились по проверенным, прошедшим естественный отбор программам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 15:13 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
SomePupil в сообщении #1195552 писал(а):
Профессионалы, которые учились по проверенным, прошедшим естественный отбор программам.
Т.е. Вы считаете, что лучше учить через теорию, от общего к частному, от простого к сложному. А иначе разве нигде не учат? И есть ли инфа об экспериментах с иной формой обучения? Кто где и когда пробовал учить иначе?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 15:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
Сам пока разложил методики обучения на две главные группы:
1. От простого к сложному.
2. От сложного к простому.

Ну, это не очень ново :-) Декарт и Ф. Бэкон соответственно. И тот, и другой не канули в Лету.
Но это так - к слову. Сразу скажу, что лично я всегда выступал за подход "от простого к сложному".

AAA1111 в сообщении #1195465 писал(а):
В результате у ученика образуется достаточно чёткая картина взаимосвязи изучаемых знаний с предметами его интереса.

Это если он сумеет добраться до этой самой чёткой картины. Многих отпугнёт обилие факторов и деталей. Если же их отбросить, оставляя основную идею, которая потом обрастает деталями, то получится нелюбимый Вами метод "от простого к сложному".
По-моему если и учить вторым методом по Вашей классификации, то только тогда, когда уже есть некоторая база - и немалая. То есть со школьниками я бы так никогда не стал заниматься (случись такое бедствие, что мне пришлось бы с ними заниматься).

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 17:41 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
Metford в сообщении #1195561 писал(а):
Ну, это не очень ново :-) Декарт и Ф. Бэкон соответственно.
Спасибо, почитаю, если найду. А может даже поконкретнее ссылочку дадите (главы, страницы)?

Metford в сообщении #1195561 писал(а):
Сразу скажу, что лично я всегда выступал за подход "от простого к сложному".
Ну, есть ещё вариант, что кого-то лучше обучать так, а кого-то иначе.
Не все же супермены с хорошей памятью. Кто-то не может всё сразу в общем запомнить. И поэтому таким лучше подойдёт подход от частного к общему.
Т.е. сначала один конкретный случай, после второй и т.д.

Я, например, когда общею теорию изучаю без прикладной практики, то ловлю себя на том, что пока изучаю новые параграфы, то старые (2-3 параграфа назад) за это время уже забываю.
Даже элементарно слесарно-сборное дело если рассмотреть, прочитал какие вообще бывают виды крепежей, далее там ещё много чего. В итоге теперь не помню даже одного вида крепежа (ну не интересно мне это было, еле-еле заставил себя прочесть).
А если бы мне на практике показали бы как собирается (а после дали бы сделать самому) что-то полезное (понятно для чего нужное) сначала с одним видом крепежей, далее со вторым ещё что-то полезное, то я бы запомнил как минимум эти два вида крепежей на всю жизнь.
Мало, зато навсегда. И уж точно лучше, чем ничего.

Ну, и эти методы ведь чередовать можно. Когда ученику надоело изучать общую теорию, можно разбавить это пусть сложной, но зато конкретной и прикладной практикой (рассмотрением конкретных частных прикладных случаев).

Короче говоря, это всё конечно моё дилетантское мнение, но по-моему, что-то в этом есть.
Или это только мне одному так кажется?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 17:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
А может даже поконкретнее ссылочку дадите (главы, страницы)?

Поискать-то, конечно, можно. А кое-что и сразу назвать. Только меня за это будут морально бить :-)

AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
Ну, есть ещё вариант, что кого-то лучше обучать так, а кого-то иначе.
Не все же супермены с хорошей памятью.

Нет, память тут не до такой степени играет роль. В Вашем втором подходе память задействована ничуть не меньше. Человеку нужно удерживать в голове общую конструкцию, потом входя в детали. В первом подходе наоборот: нужно держать в голове простые вещи, восходя к сложным. Да, обучение должно включать в себя индивидуальный подход, но на мой взгляд (статистики не знаю; не знаю даже, есть ли она), начинать с простых вещей подавляющему большинству должно быть легче.
AAA1111 в сообщении #1195584 писал(а):
прочитал какие вообще бывают виды крепежей, далее там ещё много чего. В итоге теперь не помню даже одного вида крепежа.
А если бы мне на практике показали бы как собирается (а после дали бы сделать самому) что-то полезное (понятно для чего нужное) сначала с одним видом крепежей, далее со вторым ещё что-то полезное, то я бы запомнил как минимум эти два вида крепежей на всю жизнь.

Это вообще о другом. Это относится к любому занятию. Можно сколько угодно читать о любых вещах: простых ли, сложных ли - но пока сам не сделаешь, толку не будет. В одном задачнике мне в своё время встретилась отличная фраза (именно в оригинале привожу): "Exercises, whether mental or physical, are meant to be done, not read about!"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:43 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
Metford в сообщении #1195589 писал(а):
Только меня за это будут морально бить :-)
Даже так? Не думал, что это настолько крамольная тема.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
Нет, память тут не до такой степени играет роль. В Вашем втором подходе память задействована ничуть не меньше. Человеку нужно удерживать в голове общую конструкцию, потом входя в детали.
Но зато во втором подходе больше наглядности и связи с прикладной практикой, т.е. с привычным, понятным и полезным бытом.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
... начинать с простых вещей подавляющему большинству должно быть легче.
Так то оно так, но у простоты есть две стороны. Точнее у каждой стороны, есть своя простота. Частный прикладной подход он тоже по своему проще. А общая теория тоже по своему сложна.
Особенно, если взять, для примера, даже квантовую механику. :-) Т.е. если очень углубляться в "простую" теорию, то можно и до КМ углубиться.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
В одном задачнике мне в своё время встретилась отличная фраза (именно в оригинале привожу): "Exercises, whether mental or physical, are meant to be done, not read about!"
Не сочтите за занудство, но я ещё немного продолжу о своём.
Проблема на мой дилетантский взгляд ещё в том, что все задачки в большинстве своём не прикладные. Они конечно по практике, но по практике какой-то бесполезной малосвязанной с конкретной профессиональной деятельностью. Например, вычислить то, найти сё, а для чего оно обычно, например, электротехником на работе вычисляется, не ради забавы же. А для того, чтобы починить то, или расчитать сё, чтобы сделать какое-то конкретное дело. А в задачниках об этом деле ни слова обычно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:49 
Аватара пользователя


08/08/14

991
Москва
Учителя как написана книга "Хоровиц, Хилл. Искусство схемотехники"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 18:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
levtsn в сообщении #1195603 писал(а):
Учителя как написана книга

Простите, я Вас не понял...

AAA1111 в сообщении #1195601 писал(а):
Проблема на мой дилетантский взгляд ещё в том, что все задачки в большинстве своём не прикладные.

Загляните в задачник Мещерского по механике - получите массу удовольствия. Гарантирую :-) Хотя правда в Вашем высказывании есть. Существуют и довольно искусственные задачи. Они тоже нужны, чтобы методы отрабатывать. Но их не должно быть слишком много. А так... Знаете, сложную задачу часто удаётся разбить или на несколько простых, или представить как последовательность простых (в идеале - конечную последовательность :-) ). Тут и начинают всплывать модельные задачки, отвлечённые вроде бы от реальности.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group