Извините, немножко помешаю (хотел дать комментарий раньше, но долго печатал текст...)
wrestВозможно, этот мой комментарий будет воспринят как плохой поступок (написалось путаннее, чем хотелось бы, и с философским уклоном :-). Но, поверьте, стараюсь не запутать Вас, а помочь выйти на путь к расширению ваших представлений о законах природы.
1) Поскольку Вы внимательно следили за ходом мысли Фейнмана в ФЛФ, что очень похвально, то попробуйте также прочесть (вдумчиво, пару раз, не делая поспешных выводов) и его нобелевскую лекцию; ссылка на УФН:
"Развитие пространственно-временной трактовки квантовой электродинамики"Речь там идёт о сложных вещах, и, наверное, не всё будет понятно, но постарайтесь оценить диапазон идей; и не оставьте без внимания вот это признание (цитирую с пропусками):
Фейнман писал(а):
<...> когда я проделал всё это, то как физик я сделал два приобретения. Во-первых, я знал множество различных путей формулировки классической электродинамики в самых различных математических формах. Я узнал, как можно выразить её в каждой из этих форм. <...> Я бы хотел несколько отвлечься, чтобы сделать одно замечание. То, что электродинамика может быть представлена большим числом способов - дифференциальные уравнения Максвелла, различные принципы минимума при наличии полей, принципы минимума без полей и всеми другими способами, - мне было хорошо известно. Однако я никогда не понимал этого. Мне всегда казалось странным, что фундаментальные законы физики, когда они обнаружены, могут быть представлены в столь разнообразных формах. Эти формы на первый взгляд кажутся не идентичными, однако при помощи несложных математических манипуляций можно обнаружить их взаимосвязь. Примером тому служит уравнение Шредингера и гайзенберговская формулировка квантовой механики. Я не знаю, почему так происходит, - это остается для меня непонятным, но именно это я почерпнул из опыта. Всегда существует другой способ выразить ту же самую мысль; он совсем не похож на тот способ, которым вы пользовались сначала. Я не знаю, в чем кроется причина этого. Мне кажется, что это как-то отражает простоту природы.
2) Вернёмся к исходной "картине электромагнитного излучения", наблюдаемой в разнообразных опытах. Опуская детали, можно так выделить основной факт: если в вакууме есть заряженные частицы, и мы пошевелим-ускорим какие-то из них, то с запаздыванием зашевелятся и другие. Всё; таков феномен, таково явление в природе. Остальное - доступные нашему человеческому уму способы описания и количественного анализа данного явления.
Вот этот (философский :-) момент и подчёркиваю: на мой взгляд, знакомясь с новым для себя явлением, полезно не смешивать сразу в один винегрет феномен и понятия, рождающиеся при его анализе, т.е., другими словами, - желательно различать опыт и теорию. Притом, конечно, надо уделять им равное внимание. Теор. физика открывает и предоставляет в распоряжение ученых разные формы описания явления; развивает те, что согласуются с опытом, противоречащие опыту отбрасывает.
Феномен мы должны принимать "как есть", мы не можем его произвольно изменять; и, в частности, мы не должны выдумывать себе не существующих в природе явлений, пытаясь использовать их как "механизм для объяснения" существующих. В выборе же теоретических понятий есть большая свобода. Но и они не произвольны, если теория согласуется с опытом. И мы не можем требовать ни от эксперимента, ни от теории заранее придуманного результата или такого объяснения "механизма", который был бы особенно лёгок и приятен нашему пониманию. Электродинамика служит примером теории, далеко не самой лёгкой для нашего понимания; ничего с этим не поделаешь.
3) С дилетантской же точки зрения видна лишь половина этой ситуации: явление "электромагнитного излучения" дилетанту знакомо (и частенько кажется таинственным), а изучать целиком теорию он не желает. И тогда он срашивает: "каков механизм данного явления?"
Но задумаемся: что, собственно, такое "механизм явления"? Поразмышляв над разного рода примерами, можно понять, что под механизмом подразумевается ещё какой-то феномен. Для примера, вопрос: "каков механизм передачи вращения от пружины к стрелкам в часах ?" Ответ: "шестерёнки".
Дилетантам хочется, чтобы учёные предъявили им некие "шестерёнки" между передающей и приёмной антенной. Или что-то вроде того. Например, если уж нет "эфира", то пусть электромагнитная энергия хотя бы "отрывается" от передатчика и летит к приёмнику столь же наглядным образом, как летает мяч между волейболистами.
Однако учёные могут (и охотно делают это) в качестве разъяснений предъявить только решения уравнений поля (или сопутствующие им математические формы) - потому что никаких других "шестерёнок" в физике электромагнетизма сама природа нам не предъявила!
Ну и, в завершение, мораль-ворчание: дилетантам не следует делать вывода, будто учёные это плохие люди, которые много из себя воображают, но ничего не знают о механизмах явлений. В данном случае плохой становится сама повторная постановка вопроса о "механизме излучения" после того, как этот сюжет уже с разных сторон рассмотрен в терминах существующей теории.