С литературой, значит, дело обстоит иначе?
Конечно. Из пяти русских литературных нобелевок, на мой взгляд, только шолоховская получена не благодаря политической составляющей, а, на удивление, вопреки. Но за авторство "Тихого Дона" его всё-таки достаточно потрепали.
Хотя Бунин и Бродский, да и Пастернак-поэт всё-таки таланты, что тут говорить.
-- 30.08.2016, 19:37 --А сейчас препарирование осталось, только вот непонятно, зачем оно такое нужно.
Если под препарированием понимать начала анализа худ. произведения (а это обязательно по школьной программе), то необходимость его вполне понятна. Научить понимать, что такое сюжет, композиция, проблематика, система образов и конфликтов, художественная стилистика и т.д., учитель просто
обязан. И от этого ему никуда не уйти.
Ведь прежнее строгое направление, под которое всё заточено, исчезло.
А здесь Вы абсолютно правы. Но заточка под определённое идеологическое направление в преподавании литературы, в принципе, касалась только одного аспекта: идейного содержания произведения. Единообразие трактовок ушло, учитель получил свободу выбора учебника (а их достаточно много, и они разнятся в своих подходах) и свободу в высказывании собственного вИдения.
Теперь, к примеру, Чацкий может быть охарактеризован и как борец с системой, и как самовлюблённый болтун, мечущий бисер перед свиньями.
Хорошо это или плохо, судить не берусь. К чему это приведёт, покажет время. Но на лучшее не надеюсь.