Оно существует. Как существует любое высказывание. Как существует любое уравнение. Но не любое уравнение имеет решение. И не для любого высказывания можно определить его истинность.
Ну, в классической логике высказывание - это по определению то, истинность чего можно определить. Зачем же нам иметь не-истинные-не-ложные высказывания, какая польза от них? Лучше их просто не называть высказываниями.
Наивная логика, в которой есть парадокс лжеца, состоит в том, что высказыванием там объявляется любое утвердительное предложение, которое, на первый взгляд, имеет смысл. (Ну, логика на то и наивная, что никаких чётких определений там нет.) И поэтому когда выясняется, что отрицающее себя утверждение там не может быть ни истинным, ни ложным, то это означает крах наивной логики.
На самом деле, мне гораздо более интересен парадокс Рассела, чем парадокс лжеца. Точно так же, как в логике высказывание есть то, что может быть или истинно, или ложно - точно так же в теории множеств (и наивной, и аксиоматической) множество есть то, чему любой элемент может либо уж принадлежать, либо уж не принадлежать, и ничего третьего. Если Вам хочется ввести множества, которым какой-то элемент может одновременно принадлежать и не принадлежать, или множества, которым какой-то элемент может ни принадлежать, ни не-принадлежать - то Вам нужно посмотреть, как используется теория множеств в остальной математике. Ведь не стоит думать, что теория множеств - это какая-то отдельная дисциплина, где можно наворотить правил или аксиом какие хочется. Теория множеств используется во всей остальной математике: какой бы раздел математики мы ни взяли, найдём там множества. Какое бы доказательство теоремы мы ни взяли, неявно там обязательно будет использоваться, что элемент может либо уж принадлежать множеству, либо уж не принадлежать ему, и ничего третьего. Равно как и тот факт, что любое утверждение либо истинно, либо ложно, и ничего третьего. Сразу на ум приходят доказательства от противного, которые теряют смысл без всего этого.
Из аксиом классической логики вывести ложные (противоречивые) утверждения невозможно. Но их можно составить. Их всегда легко можно составить. Только это не значит, что теория противоречива. Потому что множество утверждений, которые можно составить, всегда больше множества утверждений, которые можно доказать. Иначе все утверждения были бы истинными.
Не надо путать ложные утверждения с такими, которые мы видим в парадоксах. Конечно же, ложные утверждения можно составить. Например, утверждение
или
. Но отрицающее себя утверждение не такое: оно является не-истинным-не-ложным, и вот здесь-то кроется парадокс: ибо в любой логике любое утверждение должно быть либо истинным, либо ложным. Можно сказать, что это аксиома.
Вот пример: в геометрии есть аксиома, что через любые две точки на плоскости можно провести прямую. Но если я отыщу такие две точки, через которые невозможно провести прямую, и предъявлю эти две точки, и обосную, почему невозможно - то это будет противоречие, это будет парадокс. Точно так же (грубо говоря), в логике есть аксиома, что любое высказывание либо истинно, либо ложно. Если я привожу высказывание, которое не является ни истинным, ни ложным, то это парадокс.
Здесь есть очень щекотливый момент. Мы сначала полагаем возможность существования такого
, а потом уже находим его. Мы предполагаем, что формулировка "Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно" описывает некое действительное (а не теоретический описуемое) высказывание. ( То же самое с уравнениями (предполагаем наличие корня, а его нет), то же самое с распространенной формулировкой парадокса лжеца, где мы сначала предполагаем существование человека утверждающего "Я лжец", а потом приходим к выводу, что его быть не может). Может не очень корректно, но по существу верно будет сказать, что формулировка "Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно" не имеет решений. Ведь когда мы описываем объект через самого себя, нельзя считать что он представлен нам в явной форме. Типа "Ну вот же он перед нами". Например следующее описание: "число, которое на 1 больше чем оно уже удвоенное" - определяет число через самого себя и это число действительно существует (а не только описывается):
. А описание: "число, которое больше себя на 1" - только описание для числа, но в действительности числа, удовлетворяющего такому описанию, нет
. (по крайней мере удовлетворяющего аксиомам классической арифметики, а так конечно -
)
Здесь Вам стоит увидеть принципиальную разницу между определением
"Это высказывание ложно" и "
есть число, большее себя на единицу". Второе не является определением, это именно описание, из которого ещё неясно, существует такое
или нет. Согласитесь, что если бы я написал
, или
, или
- то это были бы не описания типа предыдущего, а представления в явной форме. Если я поставлю после
любую конечную последовательность цифр, то тем самым я задам такое
в явной форме, и мне не нужно будет дополнительно выяснять, существует такое
или не существует.
Если я напишу что-то вроде "
- это отрицающее себя утверждение", то это будет, как Вы правильно заметили, просто описание: не факт, что такое
вообще найдётся. Но если я пишу
"Это высказывание ложно", то я привёл
в явном виде, я могу назвать каждую букву в этом высказывании: Э-т-о-в-ы-с-к-а-з-ы-в-а-н-и-е-л-о-ж-н-о. Разница между последними двумя примерами такая же, как между описанием "x есть число, большее себя на единицу" и определением
. В первом случае
или
не обязано существовать, во втором оно приведено в явном виде.
Должно быть понятно, как разрешать эти парадоксы. Надо понять, что просто нельзя как угодно сформулированное утверждение считать высказыванием. Аналогично, нельзя всё, что взбрело на ум, называть множеством. Надо точно определить, что мы считаем высказыванием, а что не считаем; что мы считаем множеством, а что нет. Для этого и нужны математическая логика и аксиоматическая теория множеств вместо наивных теорий.
----------
Кстати, Ваша аналогия между парадоксами и уравнениями, не имеющими решения, всё-таки в чём-то верна. В одной из упомянутых в этой теме книг (Френкель, Бар-Хиллел. Основания теории множеств) приводится такое разрешение парадокса Рассела.
- расселовское множество всех множеств, которые не включают самих себя в качестве элемента. Предположим, что такое множество
существует. Тогда
, с одной стороны, включает себя как элемент, с другой стороны, не включает. Мы получили противоречие. Значит, неверна была наша исходная посылка - что такое множество
существует. Значит, такое множество
просто не существует, и нет никакого парадокса. Более того, такие рассуждения даже вполне возможны в аксиоматической системе NBG, когда нужно определить, яваляется ли тот или иной класс множеством или не является.
Но! Такое разрешение парадокса уже невозможно в рамках наивной теории множеств. Потому что наивная теория множеств разрешает нам конструировать любые множества, в том числе
, и утверждает, что любые сконструированные нами множества будут существовать. Так что от наивной теории всё равно придётся отказываться. А чтобы не пришлось каждый раз думать-гадать, можно или нельзя сконструировать множество таким-то способом, и нужны аксиомы, разрешающие некоторые способы построения множеств.
(Аналогичное разрешение парадокса лжеца: предположим, что высказывание
"Это высказывание ложно" cуществует. Тогда оно не может быть ни истинным, ни ложным - противоречие. Значит, такое
просто не существует. Вполне нормальное разрешение. Но если мы поняли, что некоторые предложения не могут быть высказываниями, то нам нужно как-то договориться, какие предложения мы всё-таки можем считать высказываниями. И для этого придётся от наивной логики перейти к логике математической.)
----------
Цитата:
Ведь когда мы описываем объект через самого себя, нельзя считать что он представлен нам в явной форме.
Разумеется, эта мысль лежит на поверхности и не могла не прийти математикам в голову) Если Вы будете читать книжки, которые Вам посоветовали в этой теме, то рано или поздно услышите фразу "Непредикативные определения". Существовала идея запрета таких определений, которые (очень грубо говоря) так или иначе ссылаются на самих себя. Не совсем так, но это несколько похоже на Ваше направление мысли. И логику реформировать математики тоже пытались, как и Вы: самый удачный эксперимент здесь - т.н. интуиционистская / конструктивная логика (там убирают закон исключённого третьего - что любое утверждение должно быть либо истинным, либо ложным). Разница с Вашими построениями здесь в том, что эти математики не просто сказали: а давайте изменим логику и теорию множеств вот так вот и вот так вот, и не станет никаких парадоксов - но и провели большую работу по согласованию своих построений со всей остальной математикой. (И всё равно, большинству математиков и мне в том числе больше по вкусу классическая логика, чем интуиционистская.) Так что, присоединюсь к другим отвечающим в Вашей теме: читайте книжки, и увидите, что ничего нетривиального Вы не изобрели, а крупица осмысленного в Ваших словах лежит на поверхности, и математики не могли её не заметить ранее.