Mikhail_K Огромное спасибо вам за ответ. Это самый лучший из всех, которые я получил по данному вопросу. Но вот послушайте, что я думаю:
Например, если у нас есть уравнение
, мы можем эквивалентными преобразованиями привести его к виду
. Это будет противоречие, но отсюда мы сделаем только лишь вывод, что уравнение не имеет корней; мы не сделаем отсюда вывода, что это новый математический парадокс. Совсем другое дело, если бы мы взяли известные нам строго доказанные формулы, стали бы их комбинировать, и в итоге у нас получилось бы
. Это была бы уже вторая ситуация, это был бы настоящий парадокс.
Полностью согласен. Вы хотите сказать, что сформулировать противоречие и доказать его - это разные вещи. И только второе называется парадоксом, так?
Вы не замечаете, что в парадоксе лжеца не ставится никакая задача, никакое уравнение. Там не ставится вопрос: а существует ли такое утверждение
? Более того, там оно существует, его существование напрямую следует из нашей "наивной логики". Там оно даже приведено, вот оно:
"Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно".
Вот аналогия. Пусть нам дано уравнение
. У этого уравнения нет решений, такого
не существует, и в этом нет никакого парадокса. Парадокс возник бы, если бы кто-нибудь смог всё-таки придумать такое заковыристое
, умножил его на
и получил бы в ответе
- это было бы противоречие с тем, что уравнение не имеет решений. Это был бы парадокс.
Нет там ставится вопрос
Ложно это высказывание или истинно?»
а не существует ли оно. Оно существует. Как существует любое высказывание. Как существует любое уравнение. Но не любое уравнение имеет решение. И не для любого высказывания можно определить его истинность. Возможность составить (составить - не значит вывести или доказать) противоречие неотъемлемое свойство любой хоть немножко развитой теории. Но эта возможность не означает противоречивость теории. Оба приведенных вами уравнения не имеют решений. Они противоречивы (не могут выполнятся при соблюдении аксиом описывающих сложение, умножение и равенство целых чисел). Но это противоречие следует из самих уравнений, а не из аксиом теории.
Тоже самое с парадоксом лжеца. Из аксиом классической логики вывести ложные (противоречивые) утверждения невозможно. Но их можно составить. Их всегда легко можно составить. Только это не значит, что теория противоречива. Потому что множество утверждений, которые
можно составить, всегда больше множества утверждений, которые
можно доказать. Иначе все утверждения были бы истинными.
И в парадоксе лжеца как раз явно приводится такое
, которое равно его отрицанию. Парадокс не в том, что такого
не существует. Парадокс в том, что, с одной стороны, такое
не может существовать, а с другой - вот же оно:
"Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно".
Здесь есть очень щекотливый момент. Мы сначала полагаем возможность существования такого
, а потом уже находим его. Мы предполагаем, что формулировка "Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно" описывает некое действительное (а не теоретический описуемое) высказывание. ( То же самое с уравнениями (предполагаем наличие корня, а его нет), то же самое с распространенной формулировкой парадокса лжеца, где мы сначала предполагаем существование человека утверждающего "Я лжец", а потом приходим к выводу, что его быть не может). Может не очень корректно, но по существу верно будет сказать, что формулировка "Высказывание, которое я сейчас произношу, ложно" не имеет решений. Ведь когда мы описываем объект через самого себя, нельзя считать что он представлен нам в явной форме. Типа "Ну вот же он перед нами". Например следующее описание: "число, которое на 1 больше чем оно уже удвоенное" - определяет число через самого себя и это число
действительно существует (а не только описывается):
. А описание: "число, которое больше себя на 1" - только описание для числа, но в
действительности числа, удовлетворяющего такому описанию, нет
. (по крайней мере удовлетворяющего аксиомам классической арифметики, а так конечно -
)
С парадоксом Рассела всё точно так же. Там не первая ситуация, а вторая
Насчёт парадокса Рассела не знаю. Думал, что он полностью эквивалентен парадоксу лжеца. А оказалось: или нет, или я слишком плохо знаю теорию множеств и мат. логику, что бы это показать.
P.S. Вы наверняка не согласны с моими рассуждениями. Я буду благодарен если Вы укажите, где именно у меня ошибки.