Там, в частности, Путин говорил: "Далее. Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом ..."
На фоне этой благостной речи в нашем университете идёт очередная волна переписывания
РПД (Рабочих программ дисциплин). Это многостраничный документ, который должен включать 9 обязательных разделов с множеством подразделов в них (см.
Положение о рабочей программе дисциплины (модуля)). В данном случае я не разглашаю служебную информацию, ибо она выложена в открытый доступ на сайте университета.
Нынешняя волна переписывания
РПД вызвана новым
макетом образовательной программы высшего образования, который предусматривает внесение в
РПД новых таблиц - карточек компетенций (см. пункт 2.2 в вышеназванном макете).
Список компетенций по специальности
01.03.01 Математика выложен на сайте
Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Само название красноречиво говорит о громоздкости и разветвлённости данной бюрократической структуры. Рассмотрим этот список:
Цитата:
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);
- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические,
конфессиональные и культурные различия (ОК-6); - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); - способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими
общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
- готовностью использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа, алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в будущей профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);
- способностью к самостоятельной научно-исследовательской работе (ОПК-3);
- способностью находить, анализировать, реализовывать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем (ОПК-4).
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская деятельность:
- способностью к определению общих форм и закономерностей отдельной предметной области (ПК-1);
- способностью математически корректно ставить естественнонаучные задачи, знание постановок классических задач математики (ПК-2);
- способностью строго доказать утверждение, сформулировать результат, увидеть следствия
полученного результата (ПК-3); - способностью публично представлять собственные и известные научные результаты (ПК-4);
производственно-технологическая деятельность: - способностью использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач (ПК-5);
- способностью передавать результат проведенных физико-математических и прикладных
исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженной в терминах предметной области изучавшегося явления (ПК-6);
организационно-управленческая деятельность:
- способностью использовать методы математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний (ПК-7);
- способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории (ПК-8);
педагогическая деятельность: - способностью к организации учебной деятельности в конкретной предметной области (математика, физика, информатика) (ПК-9);
- способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях (ПК-10);
- способностью к проведению методических и экспертных работ в области математики (ПК-11).
По каждой из перечисленных компетенций должна быть составлена таблица с разделами
знать,
уметь,
владеть и с перечнем мероприятий (в каждом разделе) по обучению студента этим
знаниям,
умениям,
владениям в рамках каждой из дисциплин в программе обучения, где присутствует данная компетенция.
Предлагаю оценить степень трудозатрат и потерянного времени на эту
абсолютно бесполезную работу, результаты которой нужны только проверяющим комиссиям при аттестации/аккредитации ВУЗа.