Я только и хотел высветить реальную проблему, которая связана с высшим образованием, была в 2000-м и всё ещё остаётся с нами: В конкурирующей среде различных государств служить бесплатным ресурсным придатком самого ценного ресурса (кадров) не очень выгодная стратегия.
Спасибо
grizzly. Вы отметили серьёзную проблему. Она называется - утечка мозгов. Мозги утекают
1) из малых городов в большие;
2) из больших городов в столичные;
3) из столичных городов в зарубежные.
Этот процесс был и в советское время. В силу закрытости границ тогда утечка останавливалась в столичных городах. К середине 80-ых годов Москва и Московская область были переполнены научными кадрами. Прибывающая из провинции талантливая молодёжь уже не могла найти достойного трудоустройства и видов для карьерного роста. С началом 90-ых практически вся она выехала за рубеж. В многочисленных ВУЗах и НИИ московского региона остались сотрудники среднего и пожилого возраста. К настоящему моменту все они состарились.
Как остановить утечку мозгов? Могу предложить определённые меры, направленные на это. Полностью проблему они не решат, но позволят российскому образованию частично компенсировать потери от этой утечки.
1) Принять закон, рассматривающий высшее образование, полученное в РФ на бюджетной основе, как образовательный кредит в размере затраченных бюджетных средств, выплаты по которому наступают при выезде за рубеж на ПМЖ.
То есть человек, выезжающий за рубеж на ПМЖ, становится должником российского государства. Для тех, кто выехал и успешно трудоустроился, такой долг не будет обременительным (особенно при нынешнем курсе рубля). Для остальных, это будет дополнительным мотивом, чтобы вернуться.
2) Если выпускник школы из одного региона РФ поступает в ВУЗ в другом регионе, то следует принять закон обязывающий регион-акцептор возместить региону-донору средства, затраченные на обучение данного выпускника школы, в рамках межбюджетных отношений.
Разумеется, полностью утечка мозгов прекратится, если здесь создать достойные условия для работы и карьерного роста. Но это общие слова, которые всегда произносятся. В процессе реформ науки и образования были предприняты некоторые действия в этом направлении. К таким действиям следует отнести так называемые
Мегагранты. На мой взгляд эта программа не была полезной соразмерно затраченным средствам. Главная причина здесь в краткосрочности и в отсутствии ответственности и каких-либо серьёзных обязательств. Грантополучатели вполне могли рассматривать такие гранты как возможность заработать на халяву. Кроме того, эти гранты дискриминируют российских исследователей только по тому признаку, что они в своё время не уехали за рубеж.
3) Контракты на получение грантов иностранными учеными должны заключаться в формате инвестиционных проектов, когда на каждый рубль полученных средств, грантополучатель обязуется привлечь N рублей иностранных или внутренних внебюджетных средств.
При этом количество грантов сильно уменьшиться, но отношение к ним станет куда более серьёзным.