Заслуженный участник |
|
30/01/06 72407
|
Я хотел презрительно промолчать на столь нелепо сформулированные вопросы, но раз тут начали такие люди высказываться, тоже выскажусь. Но поскольку тема эта поднималась неоднократно, то процитирую себя. По мере познавания научной картины мира (я имею в виду личное знакомство с ней, уже наработанной наукой), неоднократно наступает "впечатление Коперника" о том, что человек - далеко не выделенное явление мироздания. Наше Солнце - одна из мириад звёзд в одной только нашей Галактике, и она в свою очередь - одна из мириад мириад галактик. Мы - пылинка во Вселенной. На нашей собственной Земле жизнь насчитывает миллиарды лет и мириады видов. Из них многие куда многочисленней нашего. По положению в пищевой цепи, по ареалу распространения, по долговечности вида - мы далеко не уникальны, а весьма рядовые, а иногда и мимолётные визитёры на своей планетке. Если идти из микромира, и рассматривать разные формы организации материи, то оказывается, что их разнообразие бесконечно, и его невозможно предугадать, а наш собственный случай - настолько частный, что волнует нас исключительно из эгоцентризма.
Что при этом думается про Бога? Бог - Создатель, и более того, Бог - Проектировщик, остаётся весьма правдоподобным вариантом. Но Бог - Надзиратель, Бог - Судия оказывается всё более и более нелепым. Если даже его взор сосредоточен на нашей планетке, то нас он должен судить не больше, чем инфузорий-туфелек. Да и чем ему приглянулась наша планетка? Получается, есть некий единый Судия во всей Вселенной, который судит грехи астероидов, разумных кристаллов с планеты ХххыВав, и заодно, походя, нас? Но в законах Вселенной были обнаружены законы физики, и не было обнаружено законов этики. Астероид, сбивая с орбиты другой астероид, не стыдится своего поступка. Да и стыдиться ему или гордиться - ни в каких скрижалях не написано. И даже если мы всё ещё настаиваем на наличии такого Бога, мы должны смириться с тем, что он, скорее всего, не антропоморфен. Ведь мы ничем не лучше даже инфузорий-туфелек, не говоря уже о разумных кристаллах. И следующий шаг - его этика тоже не антропоморфна. Попросту не выражается в наших понятиях.
Можно ли предполагать такого Бога? Всё ещё можно. Но вспомним про разнообразие форм организации материи. Наши представления о разуме - основаны на единственном примере, который мы считаем эталонным, - на нашем собственном. И то, биологи выясняют в природе множество других примеров тех качеств, которые мы причисляем к разуму: логические заключения, планирование действий, рефлексия и т. д. Но это всё ещё на нашей Земле. Но и наши представления о жизни - антропоморфны. Мы представляем себе жизнь земную, клеточную, углеродную, на водной основе и т. п. - и не можем представить себе устройства жизни разумных кристаллов. У них, наверняка, жизнь устроена иначе, и разум устроен иначе - то есть, спорно, является ли он в нашем понимании разумом вообще. Так что, если мы пытаемся представить Бога всей Вселенной - то его разум не должен быть антропоморфен, и возможно, не будет с нашей точки зрения разумом вообще. И разумеется, его целеполагания не должны быть антропоморфны, если мы их ещё вправе так называть.
Итого, к чему всё свелось? Во Вселенной есть некая высшая сущность. Бесконечно нам чуждая. Не проявляющая себя в обычных явлениях. А не всё ли равно, есть она или нет? На что это влияет?
Заодно, мы исказили и Бога - Создателя. Ведь он тоже не должен быть антропоморфен, и его замыслы, и пожелания, и его дары своим творениям. Труднее представить, что он дарит своим созданиям свободу воли, чем закон сохранения импульса.
И наконец, откуда нам известны заповеди Бога? Что вероятнее - что эта чудовищно всеобъемлющая сущность снизошла до нашей планетки, нашего вида, нашей этики, и нашей лингвистики, и продиктовала одному случайно выбранному человеку (причём случайно не младенцу и не городскому сумасшедшему) набор этических наставлений, или что мы всё-таки в каком-то виде сами их выдумали? На что намекает разнообразие религий, так схожее с разнообразием спонтанно эволюционно возникающих биологических видов, культур, языков, стран, например?
Всё. Защищать не буду, кушайте как есть, не нравится - не кушайте. Вы можете указать хотя бы одно свойство, которое у этого Бога есть? Например, вездесущести и всемогущества я у него не отнимал: они не антропоморфны (как мне кажется) :-) Если бы это был какой-нибудь эфир - уже бы давно отбросили эту идею и считали бы подобные рассуждения об эфире альтернативщиной. Если бы мы рассматривали идею в рамках физики или другой науки - то да, Бога быстро бы отбросили как ненаблюдаемую нефальсифицируемую сущность (собственно, это было одним из мотивов Поппера). Но я же говорю не про науку. Я говорю про личное мировоззрение. К науке оно не сводится. А науку я использую только для того, чтобы взять сообщаемые ею факты, и посмотреть, какое впечатление на формирующееся мировоззрение они производят. На всякий случай, ещё одно дополнение: я не против Бога - Утешителя, Дающего Надежду. Я думаю, что сам человек может находиться в разных состояниях, в которых он по-разному взаимосоотносится со своим мировоззрением: грубо говоря, когда человеку плохо, и когда человеку хорошо. Я изложил взгляды из позиции "когда человеку хорошо". Тогда он может порассуждать о том, как "космические корабли бороздят Большой Театр", а к предмету веры относиться по-философски, ставя свои логические заключения выше веры. Но бывает, "когда человеку плохо", и тогда ему не до расслабленных рассуждений, а он вынужден цепляться за других людей, и даже просто за символы и идеи, и идею Бога рассматривает не критично, а как шанс в той ужасной ситуации, в которой он оказался, и цепляется за него. На фразу То есть позволяющая уйти от реальности и реальных проблем человеку не настолько разумному, чтобы понимать, что проблемы на самом деле это не аннулирует, и что их источникам, которые рано или поздно все равно настигнут, стоило бы не показывать спину, но смело встречать их лицом к лицу.
я тут уточню, что в тех ситуациях, о которых я говорю, часть проблем человеку вообще не решить (например, смерть близких - она бесповоротна), а с частью других лучше справляться, будучи не разбитым душевно, а более спокойным и собранным, даже если это спокойствие и получено эмоциональным самообманом. Но. Дело в том, что "когда человеку плохо" - это не основное состояние человека. Оно сравнительно редко (я говорю, опять же, в среднем). А религии не ограничиваются только множеством людей в этом состоянии, они навязываются и всем остальным, например, закрепляясь в мировоззрении человека после того, как он один раз пережил период, "когда ему плохо". Да, и раз уж напомнили, пару слов про Бога - Объяснение. Это конечный пункт вопросов "Почему?", это стопор мысли и смерть любопытства, и поэтому любой учёный, любой желающий быть учёным, должен избегать этой идеи как болезни - всеми силами. Как "не спи - замёрзнешь", так и "не прибегай к Богу в объяснениях - ничего не объяснишь".
Ещё: Да уж, строго последовательный во взглядах и убеждениях человек - это сферический конь в вакууме :-)
Разумнее всего предположить, что его совсем нет. Ну что вы, разве поспешные предположения при недостатке данных разумны? Я считаю, что разумно допустить, что Бога совсем нет. Но предположить... только в режиме диспута. Я считаю, что это слова разные. Допуская, что Бога нет, я не отказываюсь допускать, что он есть. И не отдаю предпочтений какому-то варианту.
И немного отклоняясь в сторону: Научная методология является противником религиозной методологии. Они принципиально несогласны в отношении к знанию, и в источниках знания. Наука считает знание выше веры, а религия - веру выше знания. По-моему, вы позицию настоящего учёного понимаете неправильно, путаете её с позициями скептика и агностика. На самом деле, агностицизм - полная противоположность науке. Наука поклоняется знаниям, а не их отсутствию. Напротив, непознаваемость - это главнейший признак религии, центральный атрибут чуда. Наука развенчивает "сверхъестественное", а не отходит вежливо в сторонку.
На опрос не отвечаю. Я бы выбрал пункты 4 и 6, но их нельзя выбрать вместе, почему-то. Моя личная вера колеблется между ними, и это не составляет существенную часть моего бытия - так, иногда мелкие колебания настроения. Мои взгляды, в которых я уверен, не позволяют сделать выбора между ними, и настаивают на невозможности такого выбора. Пункт 7 в такой ситуации не подходит.
|
|