Так Луна в классике ни разу не ИСО.
Вообще вредно смешивать физические системы и системы отсчёта. Этим страдают многие школьники-троечники.
Мне понятно, что изменение этого направления рождает центробежную силу
Что неверно. Так что это плохо, что это вам "понятно.
Я в школе так для себя это и принял когда-то.
Это путь многих плохих школьников, и увы, многих плохих школ.
Потом уже эллиптические и гиперболические орбиты пошли, они через Ньютоновские диффуры стали понятны, уже без объяснения на пальцах и промахивания.
А вот это, кстати, замечательный предмет для объяснения на пальцах. Но сначала, конечно, надо вам с более элементарными вещами разобраться.
я в дошкольном возрасте понимал, почему Луна не падает на Землю, зная что есть центробежная сила и притяжение. не зная никаких
, динамики и кинематики и не вкуривая, что значит "Земля постоянно убегает" от "падающей Луны".
Это просто не называется "понимал". Это называется "повторял какие-то заклинания, ничего не понимая".
если детям объяснять про убегающую Землю, перед этим рассказав, что тело в свободном падении летит по параболе, надо тогда рассказать, как куда и почему это парабола пропадает.
Это как раз элементарно.
Парабола - это на самом деле приближённое изображение кусочка эллипса. Тела в свободном падении летят не по параболе, а по эллипсу, потому что Земля круглая, а не плоская. Просто в малом масштабе это мало заметно.
Но это эллипс очень вытянутый, и проходящий через объём Земли. А если его увеличить, придав горизонтальную скорость побольше, он превратится в окружность, обегающую Землю. Что и требовалось.
рисунок, конечно, очень наглядный, но качественно на этот вопрос (что значит 'земля убегает' и почему она убегает именно так, чтобы падающее по параболе тело повисло над горизонтом) он детям, imho, не отвечает
Те "заклинания", которые вы тут воспроизводите, отвечают ещё меньше. И что самое плохое, они дают иллюзию понимания без самого понимания. Это разлагающе действует на детские мозги.