Даже в таких глубоко математизированных и уважающих эксперимент дисциплинах, как экономика, получившие широкое признание модели способны повлиять на общественное сознание в достаточной степени для того, чтобы изменить саму реальную экономику.
Локально такое часто случается, насколько я знаю, с новыми системами игры на бирже?
Точно. Хороший пример. Но не единственный, конечно. Действительно, сейчас за маркет-мейкеров играют в значительной степени роботы. Причём их алгоритмы -- страшно секретное ноу-хау, но это ноу-хау очень быстро устаревает. Даже есть такой эмпирический закон: Любая выигрышная стратегия трейдинга, после того, как она применена на рынке, очень быстро перестаёт быть выигрышной.
Это значит, что если в естественных науках модели преимущественно дескриптивные (описывающие), то в гуманитарных дисциплинах нельзя упускать из вида и прескриптивный (предписывающий) аспект моделей.
Нет ли здесь чего-то такого, что встречается и в медицине?
Вы имеете в виду эффект плацебо? Т.е. лекарство больше помогает тому, кто в него верит? Наверное. Впрочем, про медицину я вряд ли скажу что-то более умное.
-- Пн окт 26, 2015 22:23:05 --"Невидимая рука рынка" это как раз не аксиома, это следствие определённых положений институциональной экономики и теории игр.
Этот результат вами озвучен в рамках какой-то конкретной экономической школы (институционализма)? Что об этом говорят другие экономические школы?
Про "невидимую руку рынка", насколько я знаю, первым заговорил Адам Смит. Не знаю, насколько у него она шла за "аксиому"... В современной микроэкономике (в любых "школах", кроме разве что полных маргиналов) это понятие ближе всего к тому, что обычно называют "Паутинообразная модель" (если не слышали -- гуглите). Паутинообразная модель -- ни в коем случае не аксиома, а выводима довольно сложным образом. Но аксиомы в микроэкономике, разумеется, есть. Эту роль играют "потребительские наборы", а точнее -- тот факт что их можно упорядочить по "субъективной ценности" (этот подход называется "ординализм").