В школе, помнится, ещё до процентов были просто доли. Некоторое число составляет 2,5 доли другого просто означало, что второе число надо умножить на 2.5, чтобы получить первое. Потом появилась приставка "на" и то же самое стали выражать по-другому - второе число больше первого на 1,5 доли первого. Потом эту прибавку умножили на 100 и стали говорить, что второе число больше первого на 150%. Если же сказать, что товар подешевел на 60%, то это означает, что новая цена получится, если от прежней отнять 3/5 её части или, что одно и то же, умножить её на 2/5. В принципе товар может подешеветь больше чем на 100%, но мне не попадались такие принципы, в которых продавец зазывал бы: подходи, налетай, я тебе ещё и приплачу!
Большинство в классе в эти % вникнуть долго не могли - слишком много буков. Когда я разобрался, то поинтересовался у училки, а зачем вообще нужны эти проценты, если они выражают очевидную пропорцию, она, подумав, ответила:
- Это чтобы люди уважали труд бухгалтера.
Вот что творит эта подлая приставка "на", отнимающая единицу, Если ещё потом на 100 умножить, то есть ввести новую единицу для коэффициента 1%=0,01, то наступает полный пипец - в ступор начинают впадать при одном только слове проценты. Где уж тут догадаться, что надо от них убежать по очень простому алгоритму и выразить отношение двух чисел, а затем, если это спрашивают, просто взять обратное отношение и перевести последнее на бухгалтерский язык по тому же самому алгоритму.
Вернёмся к нашим баранам, ...
[offtopon]
Однажды на лекции после небольшого оффтопа без всякой задней мысли брякнул: - А теперь вернёмся к нашим баранам...
Аудитория притихла
[/offtopoff]
.... нет там мужеского полу был бык, а баран один и то - женского. Образуем цепочку от исходного к ответу, с одним единственным по сути математическим преобразованием (это от второй строчки к третьей) - остальные это просто очень подробный перевод с одного языка на другой:
Бык тяжелее овцы на 150%
Бык
овца
Овца
бык
Овца
бык
Овца легче быка на 3/5 части быка
Овца легче быка на 60%