Ох, какие темы поднимаются! Неохота даже и начинать.
Я ведь когда-то (уже довольно давно) проучился полтора года на философском факультете. Потом, правда, бросил, так и не доучившись до диплома. Самое основное, что я усвоил: все эти темы за несколько тысяч лет истории человечества настолько заболтаны, что можно написать по ним несколько толстых монографий, но так ничего и не понять.
Почему-то вспомнилось сейчас, как мне один философ (ныне пропавший без вести и скорее всего покойный) объяснял догмат о троице.
Вот, дескать, есть у каждой вещи субстанциальные свойства, то есть такие, которые нам позволяют называть эту вещь тем, чем мы её называем. И побочные, привнесённые свойства, которые вещи, безусловно, присущи, но не заложены в её природе. Скажем, стакан. Природа стакана состоит в том, что люди могут пить из него воду, вино и прочие жидкости. При этом он должен быть стеклянным, круглым и без ручки (иначе это уже не стакан, а кружка). Соответственно стеклянность, круглость и отсутствие ручки --- это субстанция стакана, то, что заложено в его природе. Стаканы также бывают гранёные и гладкие, с толстыми и тонкими стенками. И если мы берём конкретный стакан, то он обладает, допустим, ещё и свойством гранённости. Но это свойство уже не субстанциальное, ибо природу стакана не характеризует.
У одушевлённых объектов есть также ещё третья составляющая: личность, некий абсолютный владетель, обладающий всеми свойствами рассматриваемого объекта. Пусть, например, есть мальчик Вася. У Васи голубые глаза и каштановые волосы, а также две руки, две ноги, сердце с лёгкими и развитый интеллект. Цвет глаз и волос ---- превходящие свойства, их наличие --- субстанциальные, ибо Вася есть человек. Насколько осмысленен вопрос о том, чьи это ноги, руки и глаза? Понятно чьи, Васины. Но кто такой Вася? Если мы скажем, что Вася есть совокупность этих ног, рук, глаз и мыслей в мозгу, то это как-то будет немного не то (хотя, конечно, в этом ключе можно развить некую теорию о людях, которая скорее всего будет похожа на бихевиоризм). А можно сказать, что есть некая личность Васи, и руки с ногами и мыслями в голове принадлежат этой личности. Что такое личность --- определить невозможно, все свойства, которые ей можно приписать --- это свойства объекта, в котором она выражена или лучше сказать "которым она владеет". Если у меня есть чёрная зажигалка, заправленная бензином, то из этого было бы глупо сделать вывод, что сам я чёрный и внутри меня бензин. Ибо свойства вещи, которыми я владею, не есть мои свойства, субстанциальные либо привнесённые. Ну а личность Васи владеет всеми свойствами этого субъекта на тот же манер, что гражданин РФ владеет принадлежащим ему имуществом, то есть на правах хозяина. Таким образом определить личность через совокупность субстанциальных свойств, ей присущих, не получится, ибо они присуще не ей, а обладаемым ею телом и разумом.
С троицей дело вроде обстоит так. Есть три личности, владеющие одной божественной природой. Поскольку природа одна, а личности три, то Бог един в трёх лицах. Одна из личностей, Христос, владеет также и человеческой природой помимо божественной. Каждый из нас (имеется в виду личность) обладает человеческой природой. Через такую причастность ко Христу и спасёмся (либо не спасёмся).
Ну так вот. Если работать в этой терминологии, то, как мне кажется, сознание у пластилина есть, но нет личности, которая бы владела природой пластилина (и, в частности, его сознанием, а частью этого сознания является восприятие, проявляющееся в способности оставлять на себе отпечатки после ударов молотка). Душа же --- это некая сложная конструкция, система "сознание"+"владеющая этим сознанием личность". Вот как-то так.
--------------
Вспомнилось небольшое эссе, написанное мною во время не такой уж и далёкой, но, увы, прошедшей бурной молодости
Цитата:
В один из дней недели (где-то ближе к выходным, когда на горизонте уже маячил полноценный отдых от трудов праведных) сотворил Бог человека. Сначала Он изготовил физическое тело, вырезав и сложив богатые содержанием кальция кости скелета, положив в образовавшиеся полости необходимые внутренние органы, покрыв все сверху обвязанным сухожилиями мышечным мясом и обтянув тонкой, приятной на ощупь кожей. Потом захотелось Ему снабдить изготовленную плоть также ментальным и астральным телами, кои решил соединить Он в единую бессмертную душу, созданную по образу и подобию собственному путем преобразования гомотетии. Душа же, как легко понять из свойств сего преобразования, оказалась наделенной свободной волей, способной направлять путь созданного существа духовно-телесной природы куда угодно: к свету и тьме, на вершины гор и на дно пропасти, от кайфа телесного к счастью небесному и обратно, к распространяющим в окружающем воздухе сладкий аромат ящикам с нектаром и бочкам с амброзией, на минное поле и забытые на его окраине во время прошлого визита садовые грабли. А чтобы не заблудиться ей в хитросплетении хоженых и нехоженых тропинок, содержала в себе имманентный ей разум, который, наполняясь мудростью, указывал воле, какие пути хороши, а какие дурны. У разума же в подчинении находился рассудок, который, обрабатывая поступающую к нему от органов чувств информацию при помощи встроенного аппарата логического категориального анализа и блока распознавания целостных образов-гештальтов, предоставлял разуму всё необходимое для правильного целеуказания. Но когда увидел Бог спроецированный Им в тело собственный образ, то понял, что коэффициент проведенного преобразования гомотетии много меньше единицы и что в сконструированной Им системе возможны погрешности, обусловленные квантовыми эффектами. Но поскольку рабочая неделя подошла к концу, то Он, вспомнив время закрытия небесных магазинов и время открытия баров, сообщил божественным плевком жизненную силу своему творению, после чего, пробормотав: ''Сойдет и так'', улетел прочь из мастерской с огромной скоростью, позволяющей Ему не видеть болезненные флуктуации траектории своего творения из-за сильного доплеровского эффекта.
Дальнейшие события заслуживают объемной монографии. К сожалению, один из потомков созданного вскоре после начала времен человека, унаследовавший в своей душе многочисленные погрешности предков и добавивший к ним немало собственных, в один из моментов так называемого времени обнаружил себя в одном из фрагментов реальности, где он сидел перед компьютером с твёрдым намерением разобрать с утра несколько важных математических определений. В связи с чем он принял твердое решение переместиться к утру в другой фрагмент реальности, отличительными особенностями которого являются отсутствие у упомянутой особи бешеного блеска в глазах и способность критично относиться к собственным мыслям. Однако единственный путь к выбранному им пункту назначения начинается с поглощения кружки ароматного чая с лимоном, после чего через горячую ванну и поедание пищи из холодильника приводит в мягкую постель. Увы, остается лишь заметить, что неумолимые законы формальной логики и весьма строгие в столь поздний час законы её диалектической тёзки не оставляют никаких сомнений в наличии непреодолимого противоречия между высокой твердостью принятого решения, подразумевающей немедленное начало его осуществления, и продолжением этой вдохновляемой высшими ангелами прекрасной песни, которую неблагодарные потомки, не способные оценить величие своего гениального предка, равно как и замкнутые в узком тоннеле запрограммированной реальности общества потребления современники назовут единственно доступным обитателям низших слоев астральной иерархии презрительным словом ''гон''.