Muninвы будете удивлены, но у саксофона или трубы, например, нота "до" по герцам равна ноте "си бемоль" или "ми бемоль" на рояле (разные трубы бывают) ), но это издержки нотной записи, по сути. хотели как лучше, а получилось как всегда - саксофонисты вынуждены вечно "думать" в клавишных тональностях при (тесном, дуэтном) сотрудничестве с клавишниками, и транспонировать на лету в мозгу ))
классики по камертону настраивают, рояль настройщик настраивает, гитару по тюнеру можно (оказываем доверие настройщику рояля
), брасс секция там по своему строится, тоже по камертону, скрипачи тоже отдельно, по камертону.
в принципе ничего такого и нет, вы описали только одну ситуацию - когда есть хреново настроенный рояль, а все остальные под него пляшут, виду того что настройщик в этой консе вечно бухает )).
обычный же ВИА вообще все просто - синтезатор уже строит, осталось бас и гитару по тюнеру подстроить, или под клавиши, что равнозначно, если тюнер в китае днем изготовили ).
в общем ситуация проста - инструменты, которые "плывут" настраивают не по друг другу, а по камертону или электронному тюнеру.
Несмотря на то, что существует стандартный эталон высоты тона ля1 равный 440 Гц, инструменты духового оркестра имеют тенденцию к завышению строя. Музыканты духовых оркестров завышают строй до частоты ля1 —443—445 Гц. Объяснения этого имеются разные: более высокий строй духовых инструментов дает возможность регулировать настройку как в сторону повышения, так и в сторону понижения строя, когда необходимо компенсировать влияние низкой или, наоборот, высокой температуры окружающей среды (а то в сторону понижения им уже некуда двигать). Более высокий строй в процессе игры обеспечивает более чистую интонацию (губами "удобнее" занижать), инструменты с несколько повышенным строем звучат более ярко и выразительно. Может быть, эти доводы и не являются достаточно убедительными, но факт повышенного строя современных оркестров как у нас в стране, так и за рубежом остается фактом. Настройщикам фортепиано также приходится учитывать завышенную настройку, когда, например, рояль должен звучать вместе с оркестром, куда он денется.
ЗЫ. Возьмите, например, тромбон, какой у него там, к черту, равно темперированный, куда кулиса едет, туда и тон. плавненько так. по слуху. со скрипкой, кстати, тоже самое.