2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение12.06.2015, 19:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
А что значит "сама"? Вот она сама и излучает, колеблясь на границе между резонатором и внешним воздухом. (Задняя дека и боковые стенки, как я понимаю, почти не колеблются, в общем, играют роль коробки.)

Есть куча струнных инструментов, у которых резонатор не имеет отверстий, а затянут гибкой мембраной, типа барабана (часто кожаной). Банджо, сямисэн.

Кстати, вот не очень понимаю, чем излучает арфа. Ну и всякие лиры-кифары-наблы, соответственно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение12.06.2015, 19:48 


04/06/15
117
Munin в сообщении #1026461 писал(а):
Кстати, вот не очень понимаю, чем излучает арфа.
Так арфа очень тихо играет. При том, что струны там ого-го-го.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение12.06.2015, 20:12 
Заслуженный участник


04/05/09
4589
Munin в сообщении #1026461 писал(а):
Кстати, вот не очень понимаю, чем излучает арфа.
Есть и у арфы резонатор. По английски честнее называется - soundbox/soundboard: http://kids.britannica.com/comptons/art-52757/Orchestral-harp?

Munin в сообщении #1026461 писал(а):
Ну и всякие лиры-кифары-наблы, соответственно.
Либо тихо звучали, либо имели хороший резонатор, типа: http://www.thesoundhealingstore.com/Mid-East-Lyre-Harp-8-String_p_9881.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение12.06.2015, 23:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Ах вот как! Ну надо же! Спасибо большое!

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение13.06.2015, 20:24 
Аватара пользователя


25/06/14
686
Miami FL
Prikol в сообщении #1026226 писал(а):
Поток энергии - струна, нижний порожек, подставка, корпус и т.д.

Более детально про потоки энергии.

1. От струн в воздух - почти ничего.
2. От струн в дырку (розетку) - совсем ничего.
3. Около 50% бесполезно теряется в грифе вблизи верхнего положка (либо на ладовом порожке)
4. Около 50% уходит в нижний порожек. (Почему-то все про него забыли. Но без него с голой подставкой гитара почти не звучит).
5. От нижнего порожка (часто латунного) в подставку. из твердого дерева.
6. Далее на верхнюю деку из более мягкого дерева.
7. Далее примерно 25% - вдоль поверхности деки и по дереву всему корпусу - касательная поляризация колебаний струны.
8. Другие 25% - ортогональная поляризация колебаний струны - почти все в воздух. При этом 12% сразу излучается внешней поверхностью деки и уходит в воздух и в уши. Другме 12% - в воздух внутри полости.
9. Внутри полости волны многократно (раз десять примерно) переотражаются от стенок. При этом при каждом переотражении энергия опять делится примерно пополам. Часть проходит сквозь стенку и в воздух, в уши, часть отражается обратно в полость.
10. Лишь очень малая часть энергии выходит из полости через розетку. Потому что соотношение площадей дырки и поверхности корпуса малое и есть уход энергии из полости сквозь стенку. Все цифры приблизительные.

Но это все мелочи. А не мелочь то, что у обычной гитары корпус это корпус, а не резонатор. Есть правда два исключения. Резонаторная гитара (Бренд "Добро"), на ней мало кто лабает, кроме Шепелева из Грассмейстера. Эта гитара действительно имеет встроенный резонатор. Звучит как скребок по пустой консервной банке. Другой пример - банджо, которое (ый, ая) почти и не гитара, хотя многие считают банджо родом гитары. Корпус почти цилиндрический и имеет все те дискретные частоты которыми занимался Гельмгольц. Звучит как тот же скребок. Потому что дискретные частоты спектра цилиндрического резонатора не имеет ничего общего с нотным станом. А у гитары за счет сложной поверхности корпуса все дискретные частоты спектра размыты и в итоге нет или почти нет никаких выделенных резонансных частот корпуса.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение14.06.2015, 01:00 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Prikol в сообщении #1026792 писал(а):
Потому что дискретные частоты спектра цилиндрического резонатора не имеет ничего общего с нотным станом.
Нетерпимый к естественным вещам Пифагор детектед.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение15.06.2015, 20:50 


24/01/09
1300
Украина, Днепр
Цилиндрический резонатор
https://www.youtube.com/watch?v=XOvElG_Z4oY

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение15.06.2015, 21:50 
Аватара пользователя


25/06/14
686
Miami FL
Theoristos в сообщении #1027423 писал(а):
Цилиндрический резонатор
https://www.youtube.com/watch?v=XOvElG_Z4oY

Страдивари нервно курит в сторонке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение16.06.2015, 02:00 


12/03/14
251
Prikol в сообщении #1026792 писал(а):
гитары корпус это корпус, а не резонатор


и корпус (излучатель) и резонатор одновременно. то, что его не делают таким образом, чтобы резонировал на какой то одной частоте это понятно. иначе бы одна струна какая то звучала громко , а другие - очень тихо. но нотный стан не стоит сводить к синусоидам с определенной частотой. это была бы невыносимая музыка )корпус , конечно, привносит свои гармоники и обертона в основной тон струны. за это и ценятся скрипки Страдивари. можно сказать, что это резонатор с нелинейными параметрами, ориентировочно можно предположить, что расчеты для итогового благозвучного звучания системы "струна+корпус" должны приводить к т.н. "кривой равной громкости". http://medbe.ru/materials/audiologiya/p ... -gromkost/

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение16.06.2015, 20:13 
Аватара пользователя


25/06/14
686
Miami FL
Floating point в сообщении #1027601 писал(а):
ориентировочно можно предположить ...

Ничего не надо предполагать, тем более ориентировочно. Все давно посчитано.

Современный нотный стан (равномерно темперированный) - это геометрическа прогрессия, знаменатель примерно 1,059 (точнее $2^{1/12}$).
Цилиндрический резонатор - это две арифметические прогрессии плюс нули функций бесселя.
Резонаторов имеющих нужный спектр совпадающий с геометрической прогрессией пока для гитары не придумали.
Струна имеет довольно плавную АЧХ на всех частотах, а резонаторы очень неровную АЧХ. Поэтому единственных выход - задавить резонансы корпуса. Это достигается (не на 100% конечно) уходом от цилиндрической формы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение17.06.2015, 00:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5288
ФТИ им. Иоффе СПб
Prikol в сообщении #1027902 писал(а):
Цилиндрический резонатор - это две арифметические прогрессии плюс нули функций бесселя.
Нули присутствуют, а арифметических прогрессий нет ни одной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение17.06.2015, 15:29 


12/03/14
251
Prikol в сообщении #1027902 писал(а):
Современный нотный стан (равномерно темперированный) - это геометрическа прогрессия, знаменатель примерно 1,059


вы это настройщику рояля только никогда не говорите, может ОЧЕНЬ на вас обидеться

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение17.06.2015, 23:40 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Если начать говорить правильно, а не полуправду полуопределёнными полукусочками, то раньше, да, настройщикам было трудновато привести рояль к равномерной темперации, и они использовали некоторые трюки, позволяющие получить довольно хорошее приближение. Но сейчас это не обязательно (как не обязательно использовать и равномерную темперацию, если инструмент перестраивается как надо и когда надо, и так же как не обязательно использовать и 12 делений октавы и вообще октавы и тембры с кратными частотами гармоник, но я отвлекаюсь).

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение18.06.2015, 00:20 


12/03/14
251
arseniiv
нет. как и раньше, так и сейчас настройщики пользуются камертоном для получения основного тона A(ля)=440Гц, остальное на слух. абсолютный. иначе было бы достаточно измерительного микрофона, осциллографа и гаечного ключа и любой Вася смог бы настроить рояль. ан нет. да никакой тюнер и не справится, ибо как я уже сказал - там не чистые синусоиды звучат, а множество гармонических колебаний, имеющих помимо основного тона еще кучу всего. и настраивают рояль не ровно темперированно, а чуток с расстройкой. сделать ее правильно - мастерство настройщика. кстати, в начале прошлого века склонны были принимать за стандарт 435 Гц, что некоторые до сих пор считают более музыкальным.

В этом, кстати, отличие рояля от гитары, где применение тюнера возможно, потому что тюнер крепится на головку грифа, избегая тем самым влияния корпуса, да и шесть срун настроить проще чем 250 в рояле (на некоторые ноты по 3 струны)

arseniiv в сообщении #1028315 писал(а):
как не обязательно использовать и равномерную темперацию, если инструмент перестраивается как надо и когда надо

такое возможно или в этнических инструментах, где уже изначально другая темперация заложена конструкцией, или в электронных синтезаторах и VST инструментах с переключаемыми настойками. акустических инструментов с переключаемой настройкой темперации я не встречал ).


PS/ я не настройщик роялей ))))))))))))))

 Профиль  
                  
 
 Re: Зачем гитаре резонатор?
Сообщение18.06.2015, 00:57 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Floating point в сообщении #1028336 писал(а):
нет. как и раньше, так и сейчас настройщики пользуются камертоном для получения основного тона A(ля)=440Гц, остальное на слух. абсолютный. иначе было бы достаточно измерительного микрофона, осциллографа и гаечного ключа и любой Вася смог бы настроить рояль. ан нет. да никакой тюнер и не справится, ибо как я уже сказал - там не чистые синусоиды звучат, а множество гармонических колебаний, имеющих помимо основного тона еще кучу всего.
Не вижу проблем с использованием тюнера даже без человеческих ушей, а тем более если использовать генератор тона и любой слух.

Floating point в сообщении #1028336 писал(а):
а чуток с расстройкой. сделать ее правильно - мастерство настройщика
Вы хоть знаете причины этого? Расстройка — не самоцель.

Floating point в сообщении #1028336 писал(а):
да и шесть срун настроить проще чем 250 в рояле (на некоторые ноты по 3 струны)
Всего лишь вопрос количества — на настройку уйдёт больше времени, плюс учитывать влияние натяжения одних струн на соседние чуть сложнее, но и у гитары такое есть, так что разница лишь в числе.

Floating point в сообщении #1028336 писал(а):
такое возможно или в этнических инструментах, где уже изначально другая темперация заложена конструкцией
Интересно, как это темперация заложена конструкцией в случае гитары или рояля. Вообще я, конечно, имел в виду VST и другие «новые» инструменты и технологии, но на ютубе попадалось видео с акустическим роялем, в котором можно было регулировать темперацию на ходу исполнителем — уже что-то.

Floating point в сообщении #1028336 писал(а):
кстати, в начале прошлого века склонны были принимать за стандарт 435 Гц, что некоторые до сих пор считают более музыкальным.
Странный казус, если так.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 91 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group