Непонятно к чему это Ваше возражение. Разумеется в любой достаточно содержательной теории собственный предикат истинности невыразим. Но при чём тут нефомализуемость понятий? Неформализуемость означает всего лишь неспособность объяснить вполне однозначно о чём идёт речь.
Не неспособность, а объективную невозможность объяснить вообще в словах все, что только мы можем видеть умом. Не нужно думать, что существует только то, что мы можем объяснить словами. Мы знаем в чем-то больше того, что объяснить можем. Вы знаете, например, кто такая Ваша мама, однако если бы Вы сейчас стали здесь приводить какую –либо «формализацию» понятия «моя мама», думаю, некоторые стали бы беспокоится о Вашем душевном здоровье...
Знание – это не есть никакая формализация, и оно не обязано вообще до конца уточняться или быть способным выраженным в слове. То что может быть выражено в слове – капля в бесконечном океане, даже не верхушка айсберга, в сравнении с тем, что можно знать, но в слове выразить нельзя. Можно видеть умом то, что вообще не пересказать и не высказать, слов таких нет. Слов та меньше (всего та счетное множество) чем мысленных объектов и мы эти объекты не можем даже назвать по имени, а не то, что подступиться к какой-то там «формализации». Формализация вещь хорошая, особенно для науки, но не нужно же вести себя как малые дети, что вот «если я этого не понимаю, значит этого нет» или наоборот «я это понимаю, но раз высказать не могу то это не верно» ну или ещё что-нибудь такое…
Так же и интуиция – это не какая-то «чепуха» или там «мелочь». А это необходимая сторона нашей единой познавательной способности, игнорировать которую абсолютно невозможно. И она в математике не только не игнорируется, но и используется в полной мере, причем не только в виде психоэвристической интуиции – но и в форме интуиции-суждения т.е. так, что реализуется не просто прямое усмотрение истины того или иного вопроса, который в принципе может быть потом «когда-нибудь» доказан, но и так, что такого доказательства быть вообще не может даже в принципе. Именно такой характер носят, например, тезисы Тьюринга, Черча и Маркова.
Если оная имеет место, то это реальная проблема, которую рано или поздно придётся решить.
Да не сможете Вы этого никогда сделать, тем более формальными способами. Не нужно сводить математика – к математике. Математик – больше математики, он творец, личность, художник, часть культуры, а не биоробот всю деятельность которого можно свести к простейшим манипуляциям как на языках низкого уровня или там калькуляции. Эти мечты – несбыточные. Простейшие исследования проделанные скептиками ещё более тысячи лет назад, показывают это с очевидностью, как впрочем и необходимость интуиции как одной из сторон нашей познавательной способности.
Все довольно просто:
Если я сейчас задам Вам вопрос о чем угодно, что Вы сами считаете, что понимаете, то в ответе который Вы дадите,
достаточно найти подлежащее, и спросить: «а что это такое?». На вновь полученный ответ, снова, вычленив подлежащее задать вопрос «а это что ещё такое?» и т.д. до бесконечности. Не замыкаясь в порочный круг, и прекрасно понимая к чему это все идет, на определенном шаге Вам ничего не останется другого как только прибегнуть к психиатрии… и сказать, что-то типа такого: «не валяйте дурака пожалуйста любому трезвомыслящему человеку это понятно само собой»… Вот и вся формализация, до которой мы даже и не дошли, так как не понятно, что вообще нужно формализовывать, так как оказалось, что у нас самих какие-то смутные понятия о предмете формализации. И ничего Вы никогда в жизни, ни одного понятия толком раскрыть не сможете, не прибегая к этому аргументу. Т.е. Вы аппелируете к так наз. здравому смыслу и тому, что само собой должно быть интуитивно ясно, т.е. что есть понятия, и вообще говоря - все понятия в некотором роде таковы, что без толики здравого смысла, чего то внелогического они познаны быть не могут. И это прекрасно, потому что так оно на самом деле – и есть. Это прекрасно понимали очень многие философы, и конечно же – великий Аристотель, который написал целый труд практически целиком посвященный этому вопросу, который так и называется -«категории». Понимают это и математики, например Я. Стюарт в книге «концепции современной математики» в главе «интуиция и формализм» пишет: «главной целью подготовки математиков следовало бы сделать оттачивание их интуиции до такой степени чтобы она превратилась в управляемое орудие исследования. Много бумаги было потрачено на споры преимущества строгости перед интуицией и наоборот. Обе эти крайности бъют мимо цели : вся сила математики – в разумном сочетании интуиции и строгости.
Контролируемый дух и вдохновенная логика!» -
вот это уже видно, что этот девиз – действительно девиз серьезной теории познания а недетского конструктивисткого сада.
Невозможность полной формализации...
Я не знаю, что здесь имеется в виду под "полной" формализацией. Обычно есть некий общеприемлемый уровень формализации.
Здесь имеется в виду, что не теория множеств, ни формальная арифметика, - не допускают своей полной аксиоматизации.
Наиболее глубокая известная мне математическая формализация обычно подразумевает, что:
1) формально определён язык (алфавит и грамматика),
2) формально определена аксиоматика,
3) формально определены правила вывода.
Это все само собой. Главное это так наз. «прагматика» - выразительная мощь теории. Как известно существует бесконечное множество полных и непротиворечивых одновременно теорий, но они настолько слабы, что в некоторых непредставимы даже операции разложения чисел на простые множители.
Но для абсолютного большинства теорий даже такой уровень формализации избыточен. Главное, чтобы было однозначное понимание того, что утверждает теория. Если такового понимания нет, то мы углубляемся в формализацию, которая обычно ВОЗМОЖНА, потому что речь идёт о ФОРМАЛИЗУЕМЫХ, т.е. достаточно осмысленных теориях. Иногда выясняется, что некоторые понятия не получается формализовать, вот это и есть "неформализуемость".
Нет совершенно никакого тождества между осмысленностью и формализуемостью.
Осмысленность это когда я понимаю о чем речь безотносительно того, могу ли я это формализовать или даже просто высказать или нет.
Я например понимаю, что существует бесконечное количество функций, или множеств содержащих натуральные числа, задать которые невозможно ни каким предикатом, ни какой формальной теории. (как скажем на манер «множество тех натуральных чисел, которые делятся на два и меньше 10».) Потому что опять -таки: язык любой формальной теории просто не сможет представить нам все арифметические функции, и связанные с ними предикаты, скажем вида: Vx F(x)>10. Это же совершенно очевидная вещь, особенно если понимать, что счетных подмножеств счетного множества – несчетно, в то время как в любом языке имеется не более чем счетное количество предикатов, а самих языков также счетно, и так как счетное множество счетных множеств – счетно, то существуют множества, которые вообще не представимы ни каким предикатом. Они, если так можно сказать на манер Канта есть «множества-в- себе». Тоже самое имеет место и для функций и языков программирования. Невычислимых функций не просто «много» - а их вообще континуум.
(и эффективная нумерация тут не причем…)
В итоге соответствующее понятие просто изымается из использования и специалист в ответ на Ваши попытки порассуждать об этом скажет, что это - пустая философия и он не понимает, о чём Вы говорите.
Тут конечно есть та сложность, что если человек говорит «я знаю одну великую истину». И у него спрашивают - «это очень замечательно в чем же она состоит?», а он на это в ответ «вы знаете, истина настолько велика, что нет и не может быть таких слов чтобы можно было бы выразить её в словах» - то конечно, как мы все понимаем, мы искренне порадуемся за такого человека, но нам будет довольно сложно к его радости присоедениться… Иными словами – чтобы вообще начался какой-то диалог, нужно чтобы нечто было хотя бы высказано. Это так. Для науки другого пути просто нет. Но для философии – это не так важно потому, что философ понимает, что из-за одного того, что некто не может даже высказать некую истину, ни как не следует того, что он врет. А главное – в некотором пределе, все самое важное, что только есть, ядро философии – этика, вся в некотором роде такая. И философу привычно то , что бессмысленно алгеброй мерить гармонию…
Вы никуда не ушли от того, что Ваше знание состоит из теорий. Вот и всё.
Да, но мир не состоит из теорий. А моя теория должна описывать не то, что в голову придет, а то что придет в глаза, уши, нос и другие органы чувств. Ну да ладно, это уже о другом …
Эк Вас, видать, с юности учителя-материалисты запугали этим, что Вы шарахаетесь от таких предположений, как чёрт от ладана. Я не шарахаюсь. Просто нахожу такие предположения столь же бессмысленными, как и рассуждения о "первичности мира по отношению к нам самим".
А зря. Это очень опасная вещь. Я уже давно заметил в Вас вот такие вот «солиптические нотки». Да и конструктивизм Ваш мне немного не по душе, хотя, согласен - это мои личные проблемы...