Глядеть на
соседнюю тему сил больше нет, глаза и уши в трубочку сворачиваются
Люди, несогласные с тем, что в корзине в полдень останется пустое множество шаров (или даже допускающие какой-то другой вариант) напоминают мне Вовочку на уроке математики.
Учительница: А теперь, дети, будем изучать вычитание. Вовочка, ответь мне на вопрос. Предположим, что мама положила тебе под подушку 5 яблок...
Вовочка: Ничего она не ложила, я под подушкой смотрел, когда проснулся, там пусто было!...
Учительница: Ну она потом положила, когда ты уже в школу ушёл.
Вовочка: Ну надо же, не ожидал! Да откуда бы она их взяла, если я вечером все яблоки съел, а магазин сегодня закрыт на учёт?
Учительница: Ну хорошо, пусть не яблоки, а кубики от конструктора. Кубики у вас дома есть?
Вовочка: Да, есть.
Учительница: Ну вот она и положила пять кубиков под подушку, когда ты в школу ушёл. А потом сестра оттуда три штуки взяла. Сколько кубиков сейчас под подушкой?
Вовочка: Ах она с..., я не разрешал сестре под мою подушку лазить. Вот я ей задам, когда приду со школы!
Учительница: Да причём тут разрешал-не разрешал, ты скажи, сколько кубиков осталось, если мама 5 положила, а потом сестра 3 взяла.
Вовочка: Не знаю, Марь Ивановна... Не могла сестра под мою подушку без спроса залезть, она ведь знает, что ей за это будет!
Учительница: Ну хорошо, а папа мог?
Вовочка: Нет, не мог, он на работу с утра ушёл и до вечера оттуда не вернётся...
Диалог может продолжаться до бесконечности, а точнее, до звонка с урока
Учительница всего лишь хотела на наглядном примере объяснить Вовочке, сколько будет
, но не тут-то было: Вовочка, по малолетству не умея абстрагироваться от несущественных деталей (а ведь важны тут только количества и действия, кроме них в этой задаче всё надо пропускать мимо ушей), начинает цепляться к несущественным мелочам и вместо того, чтобы выполнить простое арифметическое действие, разводит целую философию, в которую входят и моральные качества сестры, и график работы продуктового магазина, и много чего ещё.
Так же и у Литлвуда. Человек пытается объяснить неподготовленной аудитории, насколько неожиданно на первый взгляд может выглядеть (в пределе) результат процесса, содержащего бесконечное число шагов. Для наглядности (предвидя возражения подобных Вовочке читателей) он пытается показать, как это бесконечное число шагов можно уложить в конечный отрезок времени: первый шаг за полчаса до полудня, второй за 15 минут до полудня и так далее, в полдень можно наблюдать результат. А разные "Вовочки" вместо того, чтобы выполнить простой предельный переход о объявить, что результатом действия является пустое множество, начинают заяснять, что каждое перекладывание требует достаточно большого времени для его осуществления, что полдень может и не наступить и прочее... Хорошо, ещё никто не догадался заявить о том, что бесконечных коробок не бывает и что на каком-то шаге шары в коробку не поместятся, какую бы большую мы её не взяли.
Что теряет Вовочка, не желая учиться вычитанию? Не научившись вычитать, он не освоит умножение, деление, возведение в степень и, как следствие, никогда не докажет ВТФ. Интересный мир теории чисел, содержащий так много удивительного, пройдёт мимо его ума. И я вот думаю: может, ради той красоты, которая в теории чисел присутствует, ему всё-таки лучше попробовать оставить свои придирки к сестре и попытаться понять Марь Ивановну?
А что теряют люди, не желающие поверить Литлвуду и понять его? О, они много чего теряют!!! Вся современная теория вычислимости (особенно после изобретения методов приоритета и теоремы Фридберга-Мучника) основана на подобных предельных переходах. И поверьте мне, она содержит удивительной красоты результаты. Конечно, между примером Литлвуда и теоремой Фридберга-Мучника (не говоря уже о более сложных конструкциях, основанных на бесконечном приоритете) огромная пропасть расстояния, такая же, как между таблицей умножения и теоремой Чебышева о распределении простых чисел. Но чтобы пройти это расстояние, первый шаг всё-таки нужно сделать: для понимания теоремы Чебышева в универе нужно для начала выучить таблицу умножения в первом классе. Так и тут: чтобы когда-нибудь разобраться в приоритетных конструкциях, нужно для начала поверить Литлвуду и понять, не цепляясь к несущественным деталям, что он хотел сказать, когда заявлял, что в полдень в ящике не останется ни одного шара.
Тем, кто не видит в рассуждении Литлвуда ничего парадоксального, предлагаю для разминки несколько задач.
1) Ангел и чёрт играют в такую игру. В начале игры перед ангелом стоит пустой ящик, перед чёртом --- корзина, полная натуральных чисел (в ней лежит по одному экземпляру каждого числа). Ходы делаются по очереди. В свой ход ангел кладёт в ящик два произвольных натуральных числа (которых там ещё нет). В ответ на это чёртик выкидывает любое число из корзины. Чёрт выигрывает, если после завершения игры (в полдень
) в корзине остаётся бесконечное множество чисел и оно оказывается подмножеством множества чисел, лежащих в ящике у ангела. Всегда ли чёрт может выиграть?
2) То же самое, только ангел кладёт не по два, а по одному числу?
3) Корзина, ящик и очерёдность ходов такие же, как и в первой задаче. Ангел может на каждом своём ходе класть любое конечное количество чисел в ящик (в том числе и нулевое количество, то есть, фактически, пропускать ход). Чёрт может либо выкидывать число из корзины, либо пропускать ход. Считается, что чёрт выигрывает, если после завершения игры множество
чисел, оставшихся в корзине, бесконечно и либо
, либо
--- конечное множество, где
--- множество чисел, положенных ангелом в ящик в процессе игры. Вопрос тот же: всегда ли чёрт может выиграть?
4) См.
тему в олимпиадном разделе.