Как учительский сын (хотя мои родители вели другие дисциплины, не чистописание) знаю, что использование перьевых ручек считалось обязательным, поскольку толщина штриха у шариковых не зависит от нажима, так что не вырабатывалось красивое написание с чередованием тонких и толстых штрихов. Это был вопрос не только и не столько эстетики, но, скажем, выработки сложных подписей, позволявших распознать подделку на документе. Где-то в середине 60-х, с появлением в массовом количестве шариковых ручек, появился приказ Минпроса, запрещавший использовать шариковые ручки в школе, что постепенно отменялось, сперва для старших классов, в итоге шариковые ручки дозволили всем. К этому времени "культура подписей" уже увяла, проверить подлинность росписи можно было по телефону, так что важность неподделываемости подписей снизилась, а шариковые стали использоваться взрослыми куда чаще перьевых авторучек, и тонкости и толстости штрихов не позволяли идентифицировать подписи (а перьевые неавтоматические остались разве что на почте, где вытеснились дешёвыми шариковыми уже в 70-х).
Общего запрета на авторучки в школе вроде не было, но школьное руководство могло как бороться с демонстрацией своего материального превосходства школьниками, так и профилактировать мелкие кражи, требуя ото всех писать одинаковыми ""вставками" ценой 3 коп.
Ещё одним основанием учить писать неавтоматической ручкой была работа "художника-шрифтовика", писавшего тексты табличек, различного рода плакаты и т.п. Авторучка для этого была непригодна, поскольку использовали не чернила, а краски, и специальные перья. Окончательно эта специальность была убита принтерами, в особенности цветными, для бумажных документов, и проекторами для иллюстрирования докладов (в рудиментарном состоянии сохранилась на табличках с расписаниями автобусов и пр., но уже и шрифт максимально упрощён, и никаких ""нажимов").
-- 28 фев 2015, 09:25 --А что насчёт второго примера из стартового поста? Написан ли он авторучкой или ручкой, которую опускают в чернильницу?
Если речь об этом:
то однозначно чернильница.
На обмакнутом в чернильницу пере оказывалось слишком много чернил и линии были жирные и насыщенные, а по мере написания букв чернила стекали (и немного высыхали), и надпись оказывалась бледной, а линии тонкими, тогда ручку вновь окунали в чернильницу. Например, после буквы "б" в слове "октября" и буквы "ч" в слове "задача". В авторучке подача чернил была равномерная.
-- 28 фев 2015, 09:30 --Сейчас (по крайней мере в Канаде) обсуждается вопрос: должны ли дети учить письмо (cursive writing) или печатать (print) т.е. писать печатными буквами. Вроде бы есть данные , что обучение письму полезно для развития моторики.
В одном из романов Сергея Лукьяненко юный герой, попав, после опасных приключений, в элитную школу, рассматривает выданные ему школьные принадлежности и осознаёт весь уровень элитности - он получит классическое образование, здесь даже учат писать ручкой, вот она лежит, не только набирать на клавиатуре, чем ограничиваются в массовых школлах.
-- 28 фев 2015, 09:32 --В первый класс я пошла в 1957 г. Вот там были и перьевые ручки, и кляксы, и перочистки, и стеклянные чернильницы-непроливашки, и таблетки, из которых приготавливали чернила.
Вот таблеток не застал. Уже флаконы с готовыми чернилами. 1966 и позже. Остальное то же, шариковые ручки в старших классах появились.