А меня почему-то, как всегда, волнует посторонний вопрос.
Совсем не волнует, нарушил
Denis Russkih правила форума или не нарушил, волнует только одно -- сострил он очень удачно.
Хорошая острота такая редкость, что даже вещи солидные и уважаемые, вроде правил форума, на миг уходят в тень.
Что общего между
дружбой и
распилом? Ничего. Но стоит найти среднее звено, средний член, смежный этим далеким друг другу вещам, и становится весело.
Бензопила известнейшей советской марки "Дружба". Это хорошо. Удачно придумано.
Комическое -- область таинственная, за две тысячи лет никому не удалось построить сколько-нибудь сносную теорию, хотя бились над этим большие умы, от Аристотеля до Фрейда. Есть только догадки, что за огромным разнообразием явлений спрятан какой-то общий фокус, общая конструкция. Но поймать его не удается. Источник юмора абсурд, алогизм? Да, иногда, но этого мало, не всякое нарушение логики создает комический эффект. Нарушения причинности? Тоже не то. Умение свести вещи далекие? Это уже лучше, но тоже не все, не покрывает всех случаев.
Удается разобрать только классические образцы, хрестоматийные, где конструкция видна. Классическая конструкция -- хиазм: два объекта меняются предикатами крест-накрест, слово "хиазм" и происходит от названия греческой буквы "
хи", косого креста в начертании.
"Раньше мысли были вечные, а перья гусиные, а теперь перья вечные, а мысли гусиные." "Плотски я стал нравственным, но нравственно я остался плотским." Примеры старинные, устарелые, потому что хорошие образцы редки, раз в сто лет рождаются.
У хиазма уже просвечивает какая-то морфология, четыре элемента и их связи. Отсюда ниточка тянется к трехэлементным конструкциям, вроде остроты
Denis -а Russkih:
"дружба -- бензопила -- распил". Нет обмена предикатами, есть общий предикат, средний. Такая конструкция плотнее, лаконичнее. Еще компактнее лингвистические шутки, каламбуры:
хулигангстер (выдумка Никиты Богословского) ,
приспособленинец (народное). Сколько здесь элементов? Два -- и третий общий, рождающийся на стыке? Не совсем ясно, морфология теряется, размывается, теория слабеет, для нее пространства мало. А дальше явления, где морфологию уловить еще труднее, различимых частей нет, есть только окраска, стилистика. Трудна эта наука...
И вдруг кто-то возрождает искусство шутить в классической манере. Это интересно. За такую удачу не жаль и в бан пойти...