В данном изложении вы охарактеризовали что такое "донаука", но не сказали о ее месте среди "науки" и "лженауки" (ненауки)
Потому что её место - не среди, а рядом. И вы ложно приравниваете лженауку к ненауке. Ненаука - это всё, что наукой не является, например, метро или физкультура.
поэтому я естественно подумал что "между"
Это абсолютно неестественно.
Дело в том что я так и не нашел понятия "донаука" (возможно вы подскажите где это?)
Гуглить в истории науки по ключевому слову "донаучный период (развития науки)".
Это ваше право не читать первоисточники, а из критики или толкования других стараться понять суть. Однако у меня на этот счет другое мнение.
Ещё раз: в науке авторитетов нет. Поэтому любой (даже школьный учитель) имеет право изложить суть теории своими словами. Теория от этого не пострадает, поскольку она устойчива к подобным переложениям: в ней есть суть, которая привязана не к словам, а к тому, как эта теория применяется и используется. Можно сказать, что закон Всемирного тяготения применяется к "крупным телам", можно - к "гравитирующим системам", можно даже - к "большим каменюкам", если потом уточнить, что и Солнце, и Юпитер в их число входят. Можно его записывать как
можно - как
и если правильно оговорить, что подставляется на место каждой буквы, то суть от этого не изменится. И довольно часто это и приходится делать: обозначения авторов-первопроходцев в оригинальных публикациях ужасно неудобочитаемы, а объяснения косноязычны и беспорядочны, так что отлаженные упорядоченные учебники просто необходимы, чтобы широко преподавать суть.
В свое оправдание могу сказать лишь следующее; нередко критика и толкование какого либо учения в философии и психологии не полностью раскрывают сути этого учения и прочтя данное в оригинале можно даже изменить свое мнение.
Это просто сигнал того, что философия и психология - не науки. В них нет сути дела, отделённой от болтовни автора.
Наука начинается там, где появляется
воспроизводимость результата. И воспроизводимость не только экспериментальная, необходима ещё и воспроизводимость рассуждений и логических выводов (как выше: неважно, какими словами и буквами излагать закон Всемирного тяготения, главное, чтобы по нему проводился расчёт, приводящий к одним и тем же датам солнечных затмений или положениям спутников Юпитера). Там, где изложение какого-то другого автора теряет суть по сравнению с оригиналом - там нет этой воспроизводимости, и нету той
сути, которая должна быть в науке (там может быть "суть" того типа, который бывает в художественной литературе). Кстати, именно по этому критерию легко видеть, что философия, психология и история - не науки, а лингвистика и экономика - науки.
Но пока такой ситуации в жизни у меня не случалось. Извините.
Ясно. Тяжело вам рассуждать о науке, не будучи знакомым с ней ни в малейшей степени. Может быть, тогда и первоначальный вопрос этой темы вам задавать не стоит, рано пока, нет смысла?
Кстати, к слову. Наука не только отвечает на вопросы, но и указывает, какие вопросы стоит задавать, а какие нет.
Конечно природа представляет из себя очень богатое разнообразие. Но вполне возможно она подчиняется всего лишь одному закону! В дальнейшем возможно мы его найдем.
Очень трудно общаться с человеком, у которого такой беспорядок в голове. Я не говорил про
разнообразие. Я говорил про
сложность. Причём сложность не в научном смысле (там это отдельное понятие), а в познавательном. Природа сложна для объяснения "человеку с улицы", и не укладывается в примитивные оппозиции "да - нет", которые он себе наивно воображает. Да, природа проста сама по себе, для себя, но при этом проста
не по-человечески, и чтобы объяснить как раз эту простоту, необходимо 11 классов школы, 5 курсов университета, и ещё года 3 аспирантуры. Тогда человек поймёт, что формула типа
http://blogs.discovermagazine.com/cosmi ... mshort.gif- очень проста, и одновременно невероятно могущественна, охватывая и недра звёзд, и межзвёздный вакуум, и внутренности атомов, и мысли в мозгу гомо сапиенса.
Я просил лишь каким образом получаются знания пусть ложные (заблуждения) в области "донауки".
Нельзя спрашивать "почему крокодилы летают?", потому что крокодилы не летают. Нельзя спрашивать про ложные знания, потому что знания по определению истинны. То, что ложно, не имеет права называться знанием.
В донауке утверждения (не знания!) могут "добываться" самыми разными путями, эти пути, собственно, неинтересны. Можно хоть гадать на кофейной гуще. Важно только то, что все эти методы ненаучны, кроме одного.
Исторически имело место постепенное развитие методов рассуждения, от древнегреческих математиков и философов (в античности слово "философия" имело другой смысл, чем сегодня, как и слово "физика", например), через средневековых схоластов, и постепенно обрело вид полноценного рабочего инструмента. На эпоху Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта этот инструмент мы видим уже в готовой форме. Осталось настроить только одну деталь этого инструмента: на каком топливе он работает, на что опирается, на априорные суждения разума или на результаты опыта (рационализм vs эмпиризм). Когда стало ясно, что в априорных суждениях разум врёт, эмпиризм (в зрелой форме) окончательно победил, и научный метод сформировался. К сожалению, он стал достоянием только небольшой части наук, и другими областями воспринимался и воспринимается тяжело и медленно.
Вывод о том что круг "донауки" лежит в пределах "ненауки", а между "ненаукой" и "наукой" нет точек соприкосновения, можно сделать и не прибегая к диаграммам Венна.
На одной прямой лежат два отрезка.
Вот как раз от этой ошибки я и пытался вас предостеречь. Реальные понятия располагаются не на прямой. И даже не на плоскости (на плоскости уже нельзя расположить адекватно пять разных понятий). Пространство понятий многомерно - в практическом смысле, бесконечномерно, - так что от всех ошибок, связанных с низкомерностью, надо избавляться превентивно.
Итак: донаука это часть "лженауки" со своим самобытным "существованием" в рамках "ненауки". Теперь полностью понял вашу позицию.
Ни хрена вы не поняли. Донаука - это не часть лженауки, они между собой не пересекаются. Единственное, что между ними общего - это то, что они обе лежат вне науки, в не-науке.
Все очень просто- Фрейд и его учение о бессознательном, сублимации- это ненаучные знания т.е. знания полученные ненаучным методом. Говорить об их "ложности" и "истинности" так сказать не имеет смысла. Они просто есть, существуют в реальности и исполняют "свою роль" так сказать вне науки. Я правильно понял вашу позицию?
Здесь да, правильно. Правда, есть ещё нюансы (идеи Фрейда частично соответствуют тому, что было найдено наукой в процессе её дальнейшего развития), но их я пока просто не произносил, так что вам неоткуда быть о них в курсе.
-- 10.05.2012 15:31:03 --Раздел "психология" это не нечто абстрактное- это и теоретическое и практическое (экспериментальное) одновременно. Нельзя быть психологом -теоретиком.Здесь практика и теория составляют неразрывное единство.
Так выглядят обычно те науки, в которых теория находится на примитивно-первобытном уровне. Физика - чуть ли не единственная из наук (может быть, ещё лингвистика и астрономия), в которой теория развилась настолько, что заметно отличается от эмпирического уровня. В истории, биологии, науках о Земле - есть отдельные порывы в этом направлении. Причём, даже для физики это сравнительно недавнее состояние, теоретическая физика выросла примерно на рубеже 19 - 20 веков.