Цитата:
Мое понимание такое: Четкая и однозначная определенность - это не то, что нам обязательно нужно в реальной жизни.
Похоже на правду. Не помню где видел: чем более точно (конкретно) определено понятие, тем меньше ситуаций его использования, т.е. тем оно неудобнее. Например, есть слово
стол. Его абстрактность хороша. Можно представить себе, что было бы если бы у нас были слова для каждого стола отдельно:
длинныйдеревянныйстол,
кухонноширокийстол и проч. и проч.
Цитата:
Но пока есть уверенность в том, что при всей нечеткости понятия мы говорим более или менее об одном и том же, с этим можно как-то мириться.
Ну ладно с
понятиями, мне кажется. Не можем же мы абсолютно точно разобраться с ними? Но вот касательно
терминов, выражающих эти понятия (или их части), и используемых в научной деятельности, договариваться о конкретике, по-моему, как раз нужно.
Конкретно с понятием сознания мириться вроде бы трудно, то есть как раз есть взаимоисключающие, противоположные во многом его определения.
Я подумал, что если мы ничего конкретного не знаем о нем, но знаем его границы, то его можно было бы определить как дополнение множества. Вроде такого (тут демонстрирую только форму, не смысл): вот есть мышление, память, внимание, а есть ещё что-то, хоть и непонятно что именно, но оно дополняет приведенный ряд до всего что мозг может делать.
Если к такому определению ещё добавить проявления чего-то, что нельзя отнести к мышлению, памяти, вниманию, то рациональность введения этого непонятного понятия
сознание была бы мне понятна. Может все так и обстоит, я не знаю.
Цитата:
Вот тогда и появляется необходимость в более или менее четких определениях.
И все-таки как их дать, если они непонятны?
Этот вопрос хорош тем, что если ответить как, то вы не зададите так этот вопрос, суть которого и проявляется в сознании