Можно подумать, что у Вас есть какая-то объективная метрика для оценки "степени приближения".
Да, есть. Величина количественного расхождения между экспериментом и расчётом по теории. В лучших случаях она настолько мала, что не обнаруживается приборами. Вся физика и астрономия стоит на этой метрике столетия четыре, со времён Галилея и Кеплера.
Речь не об этом. Никто не говорил про то, что в ящике может оказаться не кот. Речь была о том, что до открытия ящика Вы не можете установить жив он или нет.
Никто не говорил, потому что вам это просто в голову не пришло. А я напоминаю, что мнение о том, что в ящике - кот, тоже теоретический вывод.
А вот я полагаю эту метафизику порочной. Смотрите, что Вы на самом деле предлагаете: У Вас есть некое теоретическое соображение о том, что нечно существует вне зависимости от наших наблюдений. Отлично, для теории (скажем, физической) это утверждение является вполне нормальным и приемлемым. Но Вы-то придаёте этому соображению метафизический статус, т.е. ставите его выше самой этой физической теории, в рамках которой оно высказано.
Стоп, стоп, притормозите. Я здесь различаю общие и конкретные суждения. То есть, о каком-то конкретном теоретическом "нечто" я могу считать одно, а о том, что существует "какое-то нечто вообще", - другое. Скажем, теория может описывать электрон как дираковский спинор, и пока я сижу внутри этой теории, я считаю, что этот "электрон - дираковский спинор" существует. Но когда я выхожу за пределы теории, то я говорю всего лишь: "электрон существует". Именно это утверждение я ставлю выше теории. Но с другой стороны, "электрон" вне теории - штука нечёткая и размытая. Собственно, единственное, что про него можно точно сказать - это его существование.
Точнее, не всё так плохо. В физике, кроме теории, есть эксперимент. И вот этот эксперимент позволяет сказать, что на свете есть некоторые штучки, которые мы называем электронами, и ведут они себя так-то и так-то. Вот таким образом определив термин "электрон" через совокупность экспериментов, я могу поставить его выше теории, но не вижу в этом никакой проблемы.
А это значит, что когда у Вас появится желание эту теорию пересмотреть, данный "заложенный свыше" принцип станет Вам мешать.
Абсолютно ни в коем разе. Поскольку "заложенным свыше" является как раз этот размытый и неопределённый "электрон", а доопределить его до чего-то конкретного - задача именно теории, старой или новой. И очевидно, определение новой теории не обязано быть совместимо с определением старой. Оно обязано быть совместимо только с этим размытым облаком, которое, как я уже сказал, дефинируется через совокупность экспериментов. Но тут нет ничего нового.
Например, Стандартная модель утверждает, что электрон - точечный объект (и для этого есть серьёзные теоретические соображения). И если Вам вдруг придёт в голову возвести это утверждение в статус метафизики, так Вам сразу же придётся выкинуть на свалку все струнные теории, даже не рассматривая их.
Ну и выкинем. Не проблема :-) Струнные теории пока не принесли ничего хорошего, а только раскол и брожение в умах.
А с другой стороны, я не обязан возводить именно утверждение "электрон точечный" в статус метафизики. Я тут обладаю некоторыми свободами: что захочу, то заимствую из имеющейся теории, что захочу - не заимствую. Эти "правила игры" для физики не новость, просто их обычно не на философском языке излагают, без употребления термина "метафизика", а говорят о построении новой теории из старой.
Мне очень прикольно видеть, как Вы после слова "нет" сразу приводите соображения, нисколько не противоречащие моим утверждениям. (И я бы даже сказал: являющиеся их перефразировкий).
А я вижу существенную разницу. "Кто смотрит" - это придаёт мистическое всемогущество субъекту, как он испускает из своих глаз астральные лучи, и под ними реальность прогибается и меняется. А "чем измеряют" - это совершенно "материалистическая", как сказал бы
rendall, трактовка, когда результат эксперимента просто зависит от того, как его поставить, собрать, и из какой аппаратуры. Если более приземлённо, то обратите внимание, что здесь сила воздействия измерительного прибора на измеряемый объект - совершенно подконтрольная вещь. Захотим узнать больше - воздействуем больше, захотим узнать меньше - воздействуем меньше. Никаких открываний ящиков Пандоры.
Ну, ну. Попробуйте как-то пояснить. Фактически, Вы сейчас утверждаете, что КМ не распространяется на некий класс случаев (именуемых "классическими"). А я Вам говорю, что КМ распространяется и на эти случаи тоже. Интерпретация ситуации как "классической" определяется тем, где мы поставим точку, после которой будем считать акт измерения состоявшимся (в "классическом" смысле). Проводить эту границу в некоем абсолютном смысле, на уровне метафизики, насколько я понимаю, негоже.
Не я утверждаю, а копенгагенская интерпретация утверждает. И правильно делает - в практическом смысле. Поскольку в экспериментах провести границу между квантами и классикой не составляет никакой проблемы. Электрон в атоме квантован, слон в клетке - классичен.
Мнение, что "КМ распространяется и на эти случаи тоже" - это как раз некоторая метафизика. Совершенно естественно всплывающая метафизика: физики сами были неудовлетворены копенгагенской интерпретацией в мировоззренческом смысле (она и предлагалась только в практическом), и сочли, что КМ фундаментальна и всеобъятна. Не имея на то доказательств, а только некоторые косвенные намёки.
Так что вам, как противнику метафизики, говорить, что КМ куда-то там распространяется - вот это негоже. Что, впрочем, не заставляет вас принимать копенгагенскую интерпретацию КМ. Она, конечно, дальше от метафизики и ближе к позитивизму, но совсем от метафизики не свободна, так что с вашей позицией следует и её не принимать. А считать, что пока ящик не открыт, там может быть хоть барашек, хоть Ктулху. А может быть, и вообще ничего, а всё его содержимое возникает в момент открывания.
Например я считаю, что ответ на этот вопрос дают теории, причём разные - по-разному. А это значит, что "объективного" (внетеоретического) ответа на него нет.
А ваш личный мировоззренческий ответ на него есть? Кстати, приведёте пример теории, которая даёт отрицательный ответ на этот вопрос? Научной теории.
-- 24.02.2011 19:28:54 --rendallОтвечать вам всё скучнее и скучнее. Демагогией вы не брезгуете совсем, а вот логикой и содержательностью - увы...
Про Дарвина - пока вы не представили ни одного доказательства, что он был материалистом. Не говоря уже о том, чтобы доказать, что его материалистические взгляды (если они были) повлияли на его научные исследования. Уже не жду, просто констатирую ваше фиаско.
Возразит. Если не дурак. Если понимает, что антропный принцип это то же теологическое доказательство Бога. И яйца выеденного не стоит.
Лучше бы вы за физиков не высказывались, не будучи в курсе. Во-первых, ваш вопрос был не об антропном принципе. Во-вторых, отсутствие возражений - отнюдь не доказательство, а всего лишь допущение возможности. Два балла за логику, 9 класс (предмет "Геометрия"). И в-третьих, антропный принцип - отнюдь не доказательство Бога, и уж тем более не теологическое. Тут вам тоже не стоит высказываться о том, чего не знаете. И стоит он побольше, чем выеденное яйцо.
Здесь с вами категорически не соглашусь.
Ну я и говорю: лечиться надо. От местечковости. Это страшный порок.
Забавно. Даже интересно как такое может быть. Я конечно знаю о промежуточных формах вроде агностиков или просто пофигистов, интересно что у вас за "диагноз".
Только очень ограниченным представлениям это может быть забавно, и только они же пытаются уложить всё остальное в "промежуточные формы". Удивительно даже, как вы умудряетесь с таким жаром защищать свой диамат,
не имея ни малейшего представления о диапазоне философских воззрений вообще. Для начала вашего сильно запоздалого образования, почитайте знаменитую цитату Эйнштейна "Я верю в Бога Спинозы...". И попытайтесь понять.
Вы, подобно Шимпанзе, клеите ярлычки как я вижу.
Смешно слышать такой выпад сразу после фразы "интересно что у вас за "диагноз"". Впрочем, это один из действенных демагогических приёмов: обвинять противников в своих же грехах.
Уверяю вас достижения науки активно может обсуждаться за её пределами.
О да, обсуждаться - пожалуйста. А решать, что наука, а что нет - увы.
Забавно. Неужто учёные вдруг философией заниматься должны? Вы ли это говорите? Или вы считаете, что идея фальсифицируемости не в рамках постпозитивизма возникла?
В рамках постпозитивизма она оформилась. Вербализовалась и высказалась. А в науке аналогичный подход использовался за столетия до Поппера.
Ну видимо не понимаете, что все эти исследовательские программы объединены одной общей эволюционной идеей.
Идеей - да. Но не теорией, которую можно фальсифицировать. Скорее, это парадигма.
Отчего же? В науке опровержением может быть эксперимент, а в философии расхождение с реальностью или как вариант - умственный эксперимент.
Тогда возвращаемся к самому первому вопросу, который я вам задал, ещё в незапамятные времена. Приведите пример фальсифицируемой философской теории. Вместе с конкретным указанием, чем именно она может быть фальсифицирована. Наконец-то, кажется, вы этот вопрос правильно поймёте.
Уж психология не имеет ничего общего с нематериальным. Или вы считаете, что есть мозг, а есть несвязанная с ним сознательная деятельность?
Что я считаю - не вопрос. Вопрос, что считает психология. С которой вы, видимо, даже поверхностно не знакомы. А вот в ней-то, как раз, сознательная деятельность если и связана с мозгом, то далеко не всегда и весьма непрямо.
Я бы вам посоветовал бы не мнить себя всезнающим и читать внимательно. Тем более, что знания ваши в некоторых разделах малы.
Я себя незнающим не мню. Но сейчас обсуждение затрагивает те разделы, в которых мои даже самые поверхностные знания превосходят ваши в разы. Мне это самому очень неприятно констатировать.
Если вы считаете, что оскорбления это разумный довод в научной дискуссии, то я могу сказать, что образование и уж точно воспитание ваше ничего не стоит.
Оскорбления - разумеется, не довод. Но и воспитание - не довод. В научной дискуссии доводами являются только предметные и содержательные аргументы, а уж высказывать их в воспитанной или оскорбительной форме - по барабану. Часто зависит от контекста. Если стоит задача вразумить зарвавшегося юнца, то оскорбления могут быть вполне уместны. Даже если этот "юнец" обвешан степенями и медалями в другой области.
-- 24.02.2011 19:30:34 --Вы, конечно, можете вспомнить о том, что функция, обратная к однозначной, не всегда является однозначной. Но для определения "зависимости" однозначность необязательна: Если функция
однозначна, то можно говорить о том, что
однозначно определяет
(а если
неоднозначна, то
частично определяет
, но всё-таки
по-прежнему является
зависимым от
). Заявление о "независимости" вообще-то является достаточно сильным, оно означает, что функции, связывающей
и
вообще
не существут.
Более того, и корреляции не существует.