можно предложить количественную меру свободы, как функцию от числа возможных состояний системы.
И это будет
злостной подменой понятий "Степени свободы" в механике являются специальным техническим термином, который не имеет отношения к "свободе выбора" или к "возможности выбора" (или к "возможности свободного выбора").
Я и приводил в примере с мячиком - можно, но лениво. Причем, грубая модель уже есть - я знаю, что мячик когда-нибудь, да упадет. Более точной модели (секундной) нет, но её можно составить (составить уравнение, измерить силу броска...), Ещё более точной (на уровне неопределенности Гейзенберга) невозможно составить, даже если не лениво и есть точные приборы для измерений.
Кстати, нашел интересную цитатку: «папа римский Пий ХII утверждал, что никакого индетерминизма в природе, в том числе и в явлениях микромира, нет и быть не может: там, где наука не обнаруживает физической причинности, проявляется недоступная научному познанию трансцендентная причинность…».
И поэтому я просил Вас определить, что значит "можно". Потому что я вижу, что некоторые (этот самый папа в том числе) определяют его таким образом, что оказывается "можно" (по определению) построить детерминированную модель чего угодно. А другие определяют его таким образом, что "можно" только то, что уже есть, причём не где-нибудь, а непосредственно перед глазами: вот "нельзя" предсказать момент падения мячика с точностью до секунды, потому что надо что-то считать, а это так лениво... В общем, так не хочется, что этого прямо-таки "нельзя" сделать.
Так что определитесь в понятиях, прежде чем высказывать фундаментальные идеи о "принципиальной возможности" (предсказуемости или чего бы то ни было ещё).
Я бы понял выражение: "предсказуемость это и есть закономерность поведения", но "предсказуемость это есть существование закономерности" как-то плохо в голове укладывается.
Нет. Первое - это упрощение, в котором ради краткости мы жертвуем точностью. Предсказуемость - это
возможность предсказать, а не сама процедура предсказания. Закономерность же - это как раз процедура (правило) вывода утверждения о явлении из неких исходных данных. Поэтому "возможность предсказать" заключается в
существованнии процедуры предсказания, т.е. в существовании закономерности поведения.
А вот закономерность может пониматься... и как трансцендентная.
Разве что в том смысле, что под стулом "может пониматься" велосипед. Я считаю, что в разумной, логически согласованной концепции
не может пониматься, ибо сие понимание бессодержательно.
Закономерность есть только тогда, когда она .... есть. Если и не в нашем
непосредственном распоряжении, то, по крайней мере, мы способны с помощью достаточно осмысленного рассуждения
доказать, что мы в состоянии при определённых условиях эту закономерность вывести.
Цитата:
Я считаю, что если закономерность неизвестна и не описана, то нет оснований утверждать, что она существует.
У меня есть. Миллионы ученых только на Земле заняты тем, что открывают новые закономерности, которые ранее были неизвестны и неописаны и, тем не менее, существовали.
Это традиционная (но не ставшая от этого менее злостной) подмена понятий. Нет такого смысла, в котором можно было бы интерпретировать "существование" закономерности в тот период, когда на самом деле про неё никто ничего не знал. Повторяю, что закономерность - это правило вывода утверждения о том, что то-то произойдёт, из неких начальных условий. Т.е. это сугубо
теоретическая сущность, а не объект внешнего мира, типа камня на дороге, который "был там и тогда, когда нас там не было". По крайней мере то, что это - объект внешнего мира,
не доказано. Между Вашим сегодняшним пониманием о том, что "закономерность была всегда", и тем, что она на самом деле была всегда, есть огромная разница: это совершенно разные уровни рефлексии. Ваше понимание и "на самом деле" - это
не одно и то же и не может стать одним и тем же ни при каких условиях. (Так и подмывает напомнить один из примеров логический парадоксов, которые возникают, когда смешиваются уровни рефлексии).
Впрочем, я уже говорил об этом, когда обсуждал понятия субъективности и объективности. Похоже, это пока для Вас (и, увы, для очень многих) слишком сложно.
Ошибочность заключается не в том, что последствия варианта предсказаны неправильно, а в том, что некий вариант вообще представляется реализуемым. Можно перейти на конкретную, ясную и дискретную модель - игра в шахматы. Предположим, что на первом ходу я рассматриваю варианты, среди которых есть е2-с3. Возможно, что этот ход я так и не выберу. Однако, если я всё-таки решу, что он меня устраивает, то реализовать его мне не удастся.
Вы продолжаете не понимать, увы.
Никого на самом деле не интересуют "последствия" варианта. Вариант реализуем уже потому, что он осознан, и это не зависит от его "ошибочности". Если Вы решите сходить е2-с3, то Вы так и сходите, независимо ни от каких правил. Да, потом, может быть, Вам объяснят, что "так не положено" и Вы согласитесь отыграть назад. А может быть полезете в драку или попытаетесь убедить всех, что правила игры в шахматы нужно изменить. Но это уже не имеет никакого значения, потому что выбор уже был сделан в тот момент, когда был осознан. Или не был сделан (но мог быть сделан
) потому что Вы вовремя вспомнили, что в Ваши намерения не входит затевать драку или менять правила игры в шахматы.
а свобода, как иллюзия, это нечто само собой...
Это
злостное искажение моих слов Я как раз подчёркивал, что осознаваемый вариант выбора - это не иллюзия, а самая что ни на есть реальность. Можно, конечно, задним числом убедить человека, что варианта сходить е2-с3 у него никогда и не было (потому что не дурак же он и т. п.). Но всё-таки, если он был в некий момент осознан, значит он был...
Постарайтесь аккуратнее относиться к словам собеседника.
Спасибо, уже давно всё раздумано. Конечно, я могу сделать над собой усилие и условно принять ваше определение субъективности. Но поймите меня правильно - стоит ли оно того? Говоря со всем миром подразумевать под термином одно, а говоря с вами иметь ввиду совсем другое? При этом я не вижу никаких преимуществ вашего понимания. Тем более, что нет никакого определения. Вы просто указываете кучей: "Это характеристики суждения" без всякого отличия одного от другого. Наконец, вы задаете последний вопрос, ответ на который очевиден: уж лучше держаться простого и ясного определения приведенного в словарях и учебниках.
То, что Вы считаете подразумеваемым всем миром, на самом деле логически некорректно. Просто попытайтесь проанализировать по пунктам то, что я сказал. Субъективность и объективность - это характеристики суждения или нет? (Какие будут другие
разумные варианты?) Суждение об объективности другого суждения может иметь характеристику субъективности или объективности? (Какие будут другие
разумные варианты?)
И, в конце концов, если ответ на последний вопрос Вам "очевиден", то может быть Вы его приведёте?
Случайное - это... случайное.
У вас своеобразное представление об определениях, поэтому зачастую вас трудно понять.
Что тут особо понимать? Если в некоторой теории используется понятие "случайное", значит оно в ней определено. Существуют более или менее общепринятые математические определения (Колмогорова уже упоминали), могут быть и некоторые менее общепринятые. Если Вы предпочитаете пользоваться общепринятыми определениями случайного, значит Ваша теория должна включать, например, ту же аксиоматику Колмогорова.
Вот и всё, никакого "более объективного" смысла нет.