Но здесь я опирался на сравнение мощностей множеств, а оно пока еще у меня не обосновано
И не получится - возможность сравнивать мощности это довольно сложный результат (и при некоторых сравнительно естественных на первый взгляд предположениях вообще неверный - в стандартной теории множеств Цермело-Френкеля как раз могут существовать множества, которые нельзя сравнить по мощности, т.е. ни одно из них не вкладывается инъективно в другое
Я имел в виду не эти ужасы, а всего лишь сравнение мощностей 1) конечных и 2) конечных и бесконечных множеств.
(ЕМНИП мы доказываем, что у не-конечного множества есть счетное подмножество).
Да, но я обнаружил, что не понимаю даже более простых вещей.
"В отличие от актуальной бесконечности актуальная "конечность" безусловно существует и совершенно понятна."
Я написал это, но потом задумался о том, что такое натуральное число, заглянул в Википедию
(должен признаться, что я все-таки делаю это, несмотря на строгое предписание, в этом ресурсе есть то неоспоримое преимущество, что можно быстро найти информацию по интересующей теме. Правда информация эта не всегда достоверна, но если она не достоверна, это выясняется в сверке с другими источниками, например, на dxdy)
и удивился, узнав, что это далеко не простой вопрос. В самом деле: а что такое натуральное число? Я, конечно, в этом еще не разобрался, но попробую изложить свои какие-никакие представления и надеюсь, что мне помогут их развить.
Из того, что я прочитал, мне, кажется, более или менее понятно следующее:
Цитата:
Теоретико-множественные определения натуральных чисел были инициированы Фреге. Первоначально он определил натуральное число, как класс всех множеств, которые находятся во взаимно однозначном соответствии с определенным множеством. Однако это определение привело к парадоксам, в том числе к парадоксу Рассела. Чтобы избежать таких парадоксов, формализм был изменен таким образом, что натуральное число определяется как конкретное множество, а любой набор, который можно поставить во взаимно однозначное соответствие с этим набором, называется имеющим это количество элементов. Википедия.
То, что я здесь выделил жирным шрифтом, если не ошибаюсь, есть вульгарный материализм ("мысль материальна"), но близко к тому, о чем я думал в последнее время.
Возьмем нить жемчуга, не замкнутую в кольцо, а имеющую начало и не имеющую конца. Обозначим каждую жемчужину
(
-- от английского слова pearl).
(Здесь я уже попадаю в порочный круг: пытаюсь определить натуральное число через натуральное число -- нумерую жемчужины. -- но не знаю, как этого избежать.)
Первая жемчужина может рассматриваться как элемент одноэлементного множества
-- первого множества жемчужин, первая и вторая жемчужины -- как элементы множества из двух элементов
-- второго множества жемчужин, первая, вторая и третья жемчужины -- как элементы множества из трех элементов
-- третьего множества жемчужин, -- и так далее.
Таким образом, множество
состоит из первой, второй, ...
-ой и
-ой жемчужин. При
оно имеет в качестве своих собственных подмножеств все множества жемчужин от первого до
-ого включительно.
Но есть еще пустое множество жемчужин, которое можно занумеровать как нулевое, оно тоже входит в
-ое множество.
То, что мы предполагаем существование нулевого номера значит, что мы включаем нуль в натуральные числа:
.
Каждое из этих множеств жемчужин включает в себя в качестве своих подмножеств само себя, все предыдущие непустые множества жемчужин и пустое множество жемчужин (имеются в виду не все подмножества, а только те, жемчужины которых идут подряд, начиная от первой).
Перенумеровав все эти множества, мы поставили каждому из них в соответствие натуральное число, таким образом, каждое множество является представлением некоторого натурального числа: пустое множество представляет
, одножемчужное представляет
, двухжемчужное представляет
и так далее:
,
,
,
,
...........................................
Более того, исходя из того, что "натуральное число определяется как конкретное множество" -- Фреге (?) -- можно записать это как равенства:
,
,
,
,
...........................................
Такое определение натуральных чисел похоже на теоретико-множественное определение (определение Фреге — Рассела -- согласно Википедии):
,
,
,
,
....................................
но есть отличие: ни одна жемчужина не является числом, все они, в том числе и первая, являются только элементами (чисел-)множеств, в то время как каждое число-множество у Фреге — Рассела является одним из элементов во всех последующих числах-множествах. Например, в равенстве
пустое множество
это число, а в следующем равенстве
оно -- элемент, в равенстве
множество
это число, а в следующем равенстве
оно -- элемент, и так далее.
Так что все элементы чисел-множеств у Фреге — Рассела сами являются множествами, как и положено в теории множеств.