Собственно рассуждения в логике второго порядка ничем принципиально не отличаются.
Я все равно не понимаю. Как не отличаются, если я привел конкретный пример, который "непосредственно" в логике первого порядка не записывается? Да хотя бы та же аксиома индукции в PA второго порядка. Это же именно рассуждение, которое "непосредственно" в первопорядковой логике тоже не формализуется.
Я бы сказал, что рассуждения кое-в чём всё же отличаются. А конкретно - в том, что логика второго порядка разрешает квантификацию предикатов,
невыразимых в языке. Казалось бы, что это может дать, раз мы всё равно не можем указать такой предикат в формуле, ибо не имеем возможности его записать? А вот и нет. Например, представьте, что у нас есть последовательность формул
, где
- не переменная, а просто числовой индекс формулы. Для наглядности можно даже вообразить, что с увеличением
неограниченно возрастает длина формулы (количество знаков). При этом каждую следующую формулу можно в каком-то смысле трактовать как "уточнение" предыдущих, так что "в пределе" мы надеемся получить "точную формулу" (вот только ограничения языка теории таковы, что эта "предельная формула" никак не может получиться конечной). Так вот, логика второго порядка позволяет свободно оперировать такими "не формулами". Например, если мы знаем, что у всех формул последовательности есть свободная переменная
, то мы можем применить индукцию по
не только к каждой формуле последовательности, но и к тому "предельному случаю", который, как мы знаем, формулой языка невыразим. Просто обозначим его как-то (типа
), и все дела.
-- Вс май 14, 2023 17:11:41 --Кстати,
EminentVictorians, вот в
этой теме Вы излагаете довольно интересную философию. Интересную тем, в том числе, что она практически диаметрально противоположна моей.
В частности, очень интересен тезис о том, что "можно добиться полной строгости без формализации". Т.е., как я понял, Вы полагаете, что понятия "натуральных чисел" или, скажем, "множеств" были "вполне однозначно" определены ещё до того, как появились какие бы то ни было аксиоматики? Я-то как раз более склонен считать, что "полной строгости" добиться и вовсе нельзя. И в случае с натуральными числами, и в случае со множествами человечество начинало с
иллюзии того, что "всё понятно" и "достаточно строго определено без всякой формализации". Но это - только иллюзия. Нестандартные числа (как и нестандартные модели теории множеств) - это наглядный пример того, что понимание разными людьми может неожиданно оказаться разным.
Ваши взгляды на логику (в том числе, на матлогику) мне тоже представляются довольно интересными. Правильно ли я понял, что Вы исходите из того, что есть некая "объективная", "встроенная в нас" логика, при попытках формализации которой появляются такие "несовершенные" модели, как логика первого, второго и т.п. порядка?