2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1 ... 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 ... 72  След.
 
 Re: Стихи
Сообщение16.02.2022, 23:48 
Аватара пользователя
Скорее всего, так
:-)

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение17.02.2022, 01:01 
Anton_Peplov в сообщении #1548944 писал(а):
Думаю, мотив - спортивный интерес. Ну, абаб и абба мы все умеем, а слабо мне вот так забабахать? Нет, не слабо!
Та же история с акростихами, венками и прочими изысками.


Я думал над этим неоднократно, но чётко оформить мысль так и не смог.
Некая философия необходимости ограничений в повседневности и в творчестве. Силлаботоника - уже очень существенное ограничение, так ведь? Любая игра требует правил. И любое творчество есть игра.
Подниматься вверх можно, только если есть гравитация.
Спортивное-соревновательное начало тут, безусловно, есть тоже - как и везде.
Хрестоматийный пример - как Довлатов писал все свои рассказы, ставя себе ограничение: в предложении все слова должнвы начинаться с разных букв. Помогало, видимо, оттачивать слог и не разливаться излишне.
(Трюизмы, да-с...)

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение17.02.2022, 19:29 
Аватара пользователя
diletto, приветствую Вас! Если есть новые стихи, порадуйте.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение17.02.2022, 23:36 
Аватара пользователя
В каждой строфе рифмуются строки $4$ и $8$. Если объединить каждое четверостишие в одну длинную строку, стихотворение преобразуется в просто попарно рифмованные строки. "Тривиальный случай $k$-мерного оркестра : $k=3$"

Куда более впечатляюще было бы, если б четвертая и восьмая строки не рифмовались. Разумеется, моя сугубая имха...

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение18.02.2022, 10:26 
Аватара пользователя
INGELRII в сообщении #1548998 писал(а):
Если объединить каждое четверостишие в одну длинную строку, стихотворение преобразуется в просто попарно рифмованные строки.
А если пропустить человека через мясорубку, он преобразуется в фарш. Ценность этого преобразования для понимания строения человека примерно такая же, как у объединения восьми нетривиально зарифмованных строк в две тривиально зарифмованные для понимания строения стиха. Другими словами, уничтожить/проигнорировать структуру - не лучший способ ее понять.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение18.02.2022, 12:17 
Аватара пользователя
Anton_Peplov
Тогда зачем вообще выделять в стихотворении некую структуру, все эти там строки, рифмы, строфы? Почему не брать его просто как вещь-в-себе, как единое неделимое целое? Потому что тогда исчезает возможность как-либо анализировать стихотворение; понять, что в нем можно было бы изменить, улучшить; или почему что-то лучше не менять, а то станет только хуже.

Вы-то сами именно это и делаете. Тогда могу и я. В своей попытке анализа не вижу ничего нелегального.

А конкретно по обсуждаемому примеру мой тезис был вообще прост. В нем по факту важны только рифмы четвертой и восьмой строчек. Все остальные строки могли бы быть совсем нерифмованными, и это бы ни на что не повлияло.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение18.02.2022, 20:54 
Аватара пользователя
INGELRII
Я протестую не против попытки анализа. Я протестую против тезиса
INGELRII в сообщении #1549014 писал(а):
В нем по факту важны только рифмы четвертой и восьмой строчек. Все остальные строки могли бы быть совсем нерифмованными, и это бы ни на что не повлияло.
Он для меня звучит как "человека можно заменить мешком песка той же массы, и это бы ни на что не повлияло". Но не буду пытаться искать интерсубъективные аргументы, разговаривая о поэзии. Просто выйду из обсуждения.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение18.02.2022, 23:24 
berenika в сообщении #1548996 писал(а):
diletto, приветствую Вас! Если есть новые стихи, порадуйте.

Berenica, добрый вечер! Ну, попробую в соответствующем разделе :)

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение21.02.2022, 16:17 
Аватара пользователя
Чтобы больше не спорить о рифмах, вот стихотворение вообще без рифм. Но какие образы, какие эпитеты!

Колючая речь араратской долины,
Дикая кошка — армянская речь,
Хищный язык городов глинобитных,
Речь голодающих кирпичей.

А близорукое шахское небо —
Слепорожденная бирюза —
Все не прочтет пустотелую книгу
Черной кровью запекшихся глин.

О. Мандельштам

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение21.02.2022, 23:20 
Anton_Peplov в сообщении #1549307 писал(а):
Все не прочтет пустотелую книгу
Черной кровью запекшихся глин


Вот интересно, Мандельштам часто правил свои строки? Ведь очень коряво. Сильно, но коряво. Читатель обязательно позатупляет с минуту, соображая, как можно читать чёрной кровью.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение22.02.2022, 01:19 
diletto в сообщении #1549338 писал(а):
как можно читать чёрной кровью

Читает бирюза ) Что читает: книгу, что за книга: книга глин. Видимо, глины легли слоями и как бы "отвалами", напоминая листы книги. Ну и по консистенции видимо напоминают запекшуюся кровь.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение22.02.2022, 02:25 
Аватара пользователя
ozheredov в сообщении #1549343 писал(а):
Читает бирюза

Имхо, всё-таки, образ такой: небо, склонившись над книгой земли, близоруко щурясь, всё пытается прочесть эту книгу, и всё никак не прочтёт. А бирюза - это лишь эпитет к образу неба.

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение22.02.2022, 02:41 
ozheredov в сообщении #1549343 писал(а):
diletto в сообщении #1549338 писал(а):
как можно читать чёрной кровью

Читает бирюза ) Что читает: книгу, что за книга: книга глин. Видимо, глины легли слоями и как бы "отвалами", напоминая листы книги. Ну и по консистенции видимо напоминают запекшуюся кровь.

Но согласитесь, подчинение "книга глин" прочитывается не сразу. И строки режут глаз. (А на слух я бы вообще не понял, наверное.)
Кстати, мне там видятся не слои и отвалы, а черепки и сосуды. Недаром книга "пустотелая".

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение22.02.2022, 09:00 
Аватара пользователя
diletto в сообщении #1549338 писал(а):
Читатель обязательно позатупляет с минуту, соображая, как можно читать чёрной кровью.
diletto в сообщении #1549346 писал(а):
Но согласитесь, подчинение "книга глин" прочитывается не сразу. И строки режут глаз. (А на слух я бы вообще не понял, наверное.)
Не размышлял ни секунды, потому что сразу прочёл правильное подчинение. Так что давайте без "обязательно".

А при чтении вслух я бы интонацией выставил правильные акценты. Чтение стихов вслух - вообще категория особая, тут достаточно вспомнить шедевры типа "руби лихую голову". А из современников Полозкова очень пострадала от своего "красивые и не мы", которое при чтении вслух постоянно превращается в "красивые и немые".

 
 
 
 Re: Стихи
Сообщение22.02.2022, 13:30 
Аватара пользователя
Стихи Мандельштама сложны ещё и тем, что иногда их строки перекликаются со строками из других его стихов. Либо с прозой поэта. И в разных местах мандельштамовских текстов его образы варьируются. Так, цитированные выше строки явно перекликаются с заключительным стихотворением цикла "Армения":
Цитата:
Лазурь да глина, глина да лазурь,
Чего ж тебе еще? Скорей глаза сощурь,
Как близорукий шах над перстнем бирюзовым,
Над книгой звонких глин, над книжною землей,
Над гнойной книгою, над глиной дорогой,
Которой мучимся, как музыкой и словом.

Anton_Peplov в сообщении #1549353 писал(а):
Чтение стихов вслух - вообще категория особая

О, это да! И тут есть свои плюсы и минусы. У Мандельштама к явной неудаче в этом смысле я бы отнёс строку:
Цитата:
Ее бы приманить какой-то окариной

Но удач у него всё же явно поболее:
Цитата:
Над книгой звонких глин, над книжною землей,
Над гнойной книгою, над глиной дорогой,
Которой мучимся, как музыкой и словом.

Здесь слово "книга" не только повторено трижды, но и семикратно рассыпано в созвучиях. Чтобы так писать, - наверно, для этого нужно родиться Мандельштамом.

 
 
 [ Сообщений: 1069 ]  На страницу Пред.  1 ... 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 ... 72  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group