2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение29.12.2019, 18:23 
Аватара пользователя


11/03/12
586
Беларусь, Минск
Mihr в сообщении #1432552 писал(а):
вред реформы системы преподавания математики мне кажется сильно преувеличенным.

И с этим тоже можно согласиться.

(Оффтоп)

По-моему, больше вреда системе образования, например, в Белоруссии нанесли поборники уменьшения сроков обучения в высших учебных заведениях!

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение29.12.2019, 19:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11048
Hogtown
А стало ли образование хуже вообще? Ведь в те годы происходил; переход ко всеобщему среднему образованию и сравнивать выпускников средних школ до этого перехода и после не вполне честно

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение29.12.2019, 20:20 
Аватара пользователя


11/03/12
586
Беларусь, Минск
Red_Herring в сообщении #1432560 писал(а):
и сравнивать выпускников средних школ до этого перехода и после не вполне честно

Да и обсуждается другой вопрос:
Fizykochemik в сообщении #1432258 писал(а):
Я несколько раз встречался с понятием колмогоровщина, которое социально близко бурбакизму.
Правда ли что напр. школьные учебники авторства А. Н. Колмогорова грешили этим? Я честно говоря этого не заметил. На мой
взгляд колмогоровские учебники одни из лучших. Интересно мнение участников форума.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 01:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
angor6 в сообщении #1432543 писал(а):
сослаться на статью

Статья сильно пропагандистско-обличительная. Это не даёт воспринимать сообщаемые утверждения как факты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 09:59 


03/04/12
302
Как одна из первых жертв «колмогоровщины»(я закончил школу в 1978 году, как раз тогда были первые выпуски школьников, у которых математика была по Колмогорову), поделюсь своим очень субъективным мнением.

Одно частное и субъективное наблюдение (но статистическая выборка приличная, поскольку в большинстве я общался с людьми соответствующего возраста), люди, которые учились до реформы, были гораздо беспомощнее с компьютерами, чем те, которые после реформы. Я для себя объяснял это тем, что их не научили формализации, работе с формальными системами. Для работы с ранними компьютерами (сейчас, конечно же все не совсем так) именно умение формализовать и вообще абстрактное мышление очень много значили.

Да и вообще суть математического мышления в умении работать с абстрактными понятиями. Так что умение различать конгруэнтность и равенство это не последняя мелочь. Так что в отличие от авторов приведенной статьи, именно идеологию реформы я считаю здоровой и прогрессивной. Реализация ..., конечно, какие были обстоятельства, такая и получилась реализация.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 17:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Статья 2003 года, и в ней говорится об одном провале. Это было до введения ЕГЭ. С введением ЕГЭ (circa 2012-2014) имеет место второй провал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 18:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
4277
Munin в сообщении #1432717 писал(а):
С введением ЕГЭ (circa 2012-2014) имеет место второй провал.

ЕГЭ в качестве эксперимента начался в 2001 году. С 2009 года стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Что означают числа 2012-2014? Начало второго провала?

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 19:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Его активную фазу. Видимо, к этому моменту дошли до выпуска те ученики, которые в 2009 перешли из средней в старшую школу.

Признаю, цифры взяты примерные. По крайней мере, именно они фигурировали в первом докладе А. Иванова (который с тех пор стал активистом против ЕГЭ).

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 21:02 


02/10/15
60
У ЕГЭ всё-таки куда больше плюсов, чем минусов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 21:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Я, в общем, не хотел переключать тему на ЕГЭ. Он тут уже обсуждался, в том числе, и со ссылкой на доклад А.Иванова, в предсказательной части печально сбывшийся. В том числе и пояснение, почему есть категории людей, оценивающие ЕГЭ положительно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение30.12.2019, 23:58 
Заслуженный участник


18/01/15
3102
schoolboy в сообщении #1432639 писал(а):
Да и вообще суть математического мышления в умении работать с абстрактными понятиями.

Математики могут мыслить и абстрактно, и конкретно. Так же как и прочие, но математики --- чаще. Для математики абстрактность второстепенна. Гораздо важнее пространственное и количественное мышление.
schoolboy в сообщении #1432639 писал(а):
Так что умение различать конгруэнтность и равенство это не последняя мелочь.
Многие люди на это "равно-конгруэнтно" обращают большое внимание. По мне, говорить "конгруэнтно" вместо "равно", и "равно" вместо "совпадает" (когда речь идет о совпадении как множеств) --- что в лоб, что по лбу. Разница как между словами "воры" и "мошенники". (Есть еще такой прикол: зверей, которых по русски называют "слоны", зоологи называют, внезапно, "бегемоты". А то, что по русски "бегемоты", по научному "гиппопотамы"). Математики, кстати, про "конгруэнтные" фигуры говорят и "равные", и "изометричные". А термин "конгруэнтные" часто вообще другой смысл имеет (примерно как с бегемотами).

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение31.12.2019, 02:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
vpb в сообщении #1432797 писал(а):
Для математики абстрактность второстепенна.

Ну уж прям уж.

Скорее, тут тот сдвиг терминологии, что то, что для математика "конкретно", - для большинства населения планеты уже "слишком абстрактно". Например, для математика "4-мерное евклидово пространство четвёрок действительных чисел" - это нечто конкретное. А для нормального человека - "чо-о-о?".

Любое определение в математике - абстрактно. После этого, the words "для математики абстрактность второстепенна" are not very convincing.

vpb в сообщении #1432797 писал(а):
По мне, говорить "конгруэнтно" вместо "равно", и "равно" вместо "совпадает" (когда речь идет о совпадении как множеств) --- что в лоб, что по лбу.

Здесь опять же, для нормального человека (не математика) вообще трудно понять, что "равно" и "совпадает" - два разных слова. Например, в арифметике можно говорить "$2+2$ равно $4$" и "$2+2$ совпадает с $4$". А в геометрии, вроде, десять лет (считая с детским садом) привыкали к понятию равных фигур, а потом бац - надо ещё отдельно осознавать "совпадение как множеств".

А уж какие именно два термина выбрать для этих двух отношений фигур - вопрос, действительно, лингвистический, и помимо этого пустой. (Там ещё 1-2 термина понадобятся, когда начнётся обсуждение векторов.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение02.01.2020, 14:52 


02/10/15
60
Munin в сообщении #1432768 писал(а):
Я, в общем, не хотел переключать тему на ЕГЭ. Он тут уже обсуждался, в том числе, и со ссылкой на доклад А.Иванова, в предсказательной части печально сбывшийся. В том числе и пояснение, почему есть категории людей, оценивающие ЕГЭ положительно.


(Оффтоп)

Да, это уже оффтоп. Но благодарен ЕГЭ за искоренение (почти) коррупции и за то, что не надо во время приёмной кампании рисовать оценки деткам деканов, ректоров и прочих "хороших людей".

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение05.01.2020, 21:24 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
D'Amir в сообщении #1433093 писал(а):
Но благодарен ЕГЭ за искоренение (почти) коррупции

не искоренение, а переструктурирование

 Профиль  
                  
 
 Re: Колмогоровская реформа, учебники и т.д.
Сообщение09.01.2020, 05:39 
Заслуженный участник


18/01/15
3102
Будем постить трактат понемногу...


Пожалуй, следует конкретно написать, в чем состоят "ужасы колмогоровщины" (более точно --- недостатки, иногда весьма крупные, его учебника). Будем писать не в порядке важности, а скорее в порядке чтения текста.

1) Отмечу, как уже писал выше, что есть издание 1979 г., а есть более раннее, скажем 1976-1977. Я буду их иногда между собой сравнивать. Справедливости ради, в более позднем издании кое-что лучше, чем в более раннем, но чаще все же наоборот. Книжки за 7 и 8 классы есть в либрусеке, а за 6 нигде нет, только на сайте "fremus" избранные страницы (где-то треть) в режиме предпросмотра.

2) Хочу еще обратить внимание на статью Неретина.

3) Как известно, колмогоровский учебник и колмогоровская реформа вообще критиковалась за излишнее внедрение теоретико-множественного подхода. Это вопрос сложный. Польза в том, что от теоретико-множественных обозначений несколько сокращается язык, а что еще важнее, в трудных случаях ТМ-понятия помогают мыслить. Будущему студенту-математику оне необходимы (впрочем, сколько таких будущих студентов ?), будущему инженеру могут быть полезны (немного, и то только при изучении математики), и в еще большей степени могут быть полезны программисту. Остальным --- не особо. Вред --- (а) время занимают на овладение собой (немного, впрочем), (б) у некоторых порождают отношение к математике, как к каким-то лингвистическим играм из пустого в порожнее, (в) а у некоторых, которые овладели зачатками
ТМ-языка, могут привести к распуханию ЧСВ --- дескать, "я знаю кое-что из математики". (На форуме видели примеры). Но в целом вреда (потенциального) мало.

4) Неравенство треугольника, которое дается в качестве аксиомы, выглядит подозрительно. Во всех традиционных курсах это теорема. Похоже, что и в колмогоровской аксиоматике (как она дана в конце учебника) тоже, но не уверен (есть тонкие моменты). Во всяком случае, у учителя, прошедшего традиционное обучение, это место может вызвать разрыв шаблона.

5) Предложение 14 (аксиома разбиения плоскости). Разъяснено очень невнятно. В предыдущем издании, и в других книгах, объяснение гораздо яснее.

-- 09.01.2020, 04:49 --

6) Предложение 15 (о взаимном расположении двух окружностей). Никакого доказательства того, что при $0<r_1-r_2<|O_1O_2|<r_1+r_2$ окружности пересекаются в двух точках, нет. Что пересечение есть, доказать было бы трудно (нужна аксиома полноты, строгая теория измерения углов и т.д.). Но то, что точек пересечения не более двух, в школьном курсе доказать можно легко. Ан нет ! (Ниже вернемся к этому месту).

7) И вот глава 2. Сначала объясняются отображения, обратимые отображения, и отображения, сохраняющие расстояние.

Понять, что такое отображение фигуры на фигуру вообще, особенно учитывая, что в 6 классе в этот же момент проходили отображения и на алгебре, было бы (и было, мне лично) нетрудно. Также можно было понять, что такое "отображения, сохраняющие расстояние", и конгруэнтность фигур. Как-то было понято и то, что конгруэнтность рефлексивна, симметрична и транзитивна.

Но там был более абстрактный момент. Если отображение инъективно и сюръективно, то оно обратимо (в учебнике другие термины используются, но суть такая). Сейчас то это совершенно тривиально, да наверное, и к концу школы было тривиально тоже. Но, хотя это утверждение и тривиально, уразуметь его шестиклассник бы не смог. Во всяком случае у меня ничего подобного в голове не задержалось тогда.
(Должен сказать, что я весьма высокого мнения о своих способностях. Поэтому я считаю, что если мне что-то тогда "не зашло", то вероятность, что оно зашло кому-то другому, очень мала (чуть ли не гомеопатическая).)

(О способностях)

Я подробностей своей "умственной биографии" писать не буду, но читатель может сделать какие-то выводы из некоторых моих постов на форуме по математике.
На самом-то деле это утверждение достаточно сложно (и вытекающее из него утверждение о том, что отображение "на", сохраняющее расстояния, имеет обратное). (Я в этом не так давно убедился, когда пытался объяснять преобразования плоскости (в применении к компьютерной графике) одному человеку, недавно закончившему школу.). А простым оно кажется лишь в силу привычности.

То, что конгруэнтность рефлексивна и т.д., было мне понятно (но не сразу!), но не на уровне логики и множеств, а скорее наглядно. А на уровне логики и множеств, так чтобы это самому можно было изложить, всё стало понятным гораздо позже. Примерно тогда же, когда в 8 классе говорили о поворотах (композиции и обратном повороте), и плюс в заочной школе тоже была тема про симметрии.

И, что характерно, в учебнике этот материал про обратимость изложен (в пар.15, 16) очень кратенько. Я уверен, что это не только ученикам невозможно было понять, но и учителю тоже (разве что если учитель этот вопрос заранее уже знал) ! Потому что на самом деле в математике в этом месте мыслей много, и на страницу их уложить нельзя.

И еще. Чтоб то место понять, надо уже иметь достаточно "разработанную" голову, т.е. определенную привычку к умозрению и рассуждению. А откуда она бы у ученика могла взяться ? В предшествующем материале учебника есть лишь пять очень коротких доказательств (и еще некоторое число задач). То есть материала для развития мышления недостаточно. Прежде чем понимать какие-то абстрактные рассуждения про множества точек и вообще множества, ученик должен был бы долго тренировать мышление на более конкретных вещах, как-то отрезках, прямых, углах, треугольниках и т.д. А этого не было сделано. (Всё то же самое относится не только к тому месту про обратимость, но и вообще к теоретико-множественным рассуждениям).

(Примечание. Из тех книжек, по которым нас учили, в сети есть лишь за 7 класс. А за 6 частично. Строго говоря, мои воспоминания относятся не к изданию 1979 г. Но думаю, разница не так уж велика).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 89 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group