2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы, относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение21.05.2019, 03:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11349
Hogtown

(Оффтоп)

rockclimber в сообщении #1394299 писал(а):
Red_Herring в сообщении #1394297 писал(а):
но и не Париж
А что, в Париже все настолько плохо? Я там был на машине за рулем один раз 4 года назад, и, имхо, - это один из самых похожих на Москву городов. А про Москву 20 лет назад ничего не могу сказать - был только пешеходом.
Я вообще не вожу, но мне кажется что французы водят недисциплинированно. В Москве же все выглядело скверно. В подтверждение: тогда мой младший сын ходил в шахматный кружок в "русском Торонто" и рядом была автошкола, русскоязычная. Инструктор постоянно объяснял слушателям, что пешехода надо беречь, а тот тут не так как там (в России). Там у пешехода никаких прав, а тут тебя он или его вдова засудить могут. Сейчас я бы сказал что в М. водители уважают пешехода в большей степени, чем в Торонто. Ну может не пешехода, а притаившегося постового...

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение22.05.2019, 15:18 
Заслуженный участник


20/08/14
11867
Россия, Москва

(Оффтоп)

Red_Herring в сообщении #1394297 писал(а):
Dmitriy40 в сообщении #1394115 писал(а):
Ну Москва да, явно в числе лидеров по концентрации автопридурков и автохамов на тысячу водителей.
Я не согласен. 20 лет назад это был Carmageddon. Drivers were homicidal and pedestrians suicidal. Но уже 10 лет назад ситуация резко улучшилась--и я думаю, что жадность и мздоимство ГАИшников тому причина. Не Стокгольм, конечно--но и не Париж.
Я не буду сравнивать Москву с ней же 20 лет назад - просто не помню как было - но вот ездил на днях в центр на велике, пришлось много переходить по наземным переходам улицы (со светофорами и без) и наглядно увидел сколько нарушают правила: и поворотники забывают включать (а это очень напрягает когда ты рассчитываешь что он поедет прямо, а он раз и сворачивает направо прямо на тебя), и на красный выезжают на перекрёсток (хотя по правилам даже на зелёный не всегда разрешается выезжать), и паркуются где запрещено (на тротуарах) так что фиг протиснешься пешком. Единственное что радовало: на переходах таки в 99% случаев пешехода пропускают, это да, привили, ещё лет 5 назад почти не пропускали.
Навскидку (т.к. не запоминал) в среднем на каждый перекрёсток было по несколько нарушителей. Т.е. были перекрёстки и вовсе без них, но были и где нарушали десятками. Не все тотально, такого не помню, но где-то вплоть до половины потока - нарушали (помню пару раз 2/3 машин поворачивали направо через нерегулируемый переход без поворотников, иногда поворотники включали уже остановившись перед пешеходом на переходе).
Справедливости ради: пешеходы откровенно обнаглели многие, прутся по переходам не глядя на поток, типа "всё равно ж пропустят", уже привыкли. Ну и на красный тоже переходят если машин нет, но так всегда было и есть.
Про езду по обочинам и по выделенным полосам упоминать не буду (пешеходам это малозаметно, хотя когда ехал на машине - ещё как заметно), это уже общее место.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение22.05.2019, 15:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11349
Hogtown

(Оффтоп)

Dmitriy40 в сообщении #1394562 писал(а):
и наглядно увидел сколько нарушают правила: и поворотники забывают включать (а это очень напрягает когда ты рассчитываешь что он поедет прямо, а он раз и сворачивает направо прямо на тебя
А что в Торонто лучше? "Yellow is a new green". Это означает, что все едут на желтый (а заканчивают на красный), практически никто не смотрит, есть ли место за перекрестком, и проехав туда стоит на переходе, мешая пешеходам идущим нас зеленый?

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение22.05.2019, 16:10 
Заслуженный участник


20/08/14
11867
Россия, Москва

(Оффтоп)

Red_Herring
Не знаю что в Торонто лучше, не был лично и не смотрел вебкамеры.
А указанную Вами причину (неправомерный выезд на перекрёсток) считаю одной из главных причин пробок в Москве, о чём выше и сказал под п.№4.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение22.05.2019, 16:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11349
Hogtown

(Оффтоп)

Dmitriy40 в сообщении #1394562 писал(а):
Справедливости ради: пешеходы откровенно обнаглели многие, прутся по переходам не глядя на поток, типа "всё равно ж пропустят",
Да что Вы понимаете в обнаглевших пешеходах? В районе Harvard Square три пешехода прущиеся на красный останавливаю поток. Но я видел нечто похлеще в Торонто. Одна из главных магистралей в Торонто была остановлена минут на 10 пешеходами, которые ее пересекали гуськом, причем первый давно прошел, а последний еще и не начал. Они нагло игнорировали бибикаснье. Впрочем, пешеходами были гуси. Дикие канадские гуси.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение24.05.2019, 20:14 


20/09/09
2064
Уфа
Dmitriy40 в сообщении #1394067 писал(а):
sys_analis в сообщении #1394050 писал(а):
С пробками есть три решения:
4) соблюдать правила проезда перекрёстков - уже только это резко сократит большинство пробок

Rasool в сообщении #1394047 писал(а):
Сократить время ожидания в пробках.
Мне просто интересно, какое именно время будете сокращать: 1) среднее, 2) максимальное, 3) медианное, 4) ещё какое-то. Кроме того сокращать абсолютное время ожидания в пробках или процент времени в пробках от полного времени поездки? И отдаёте ли себе отчёт что при почти любом методе оптимизации будет доля тех, чьё время стояния в пробках увеличится? И при некоторых методах таковых будет даже большинство?
Я к тому что критерий оптимизации не так очевиден как кажется без учёта психологии людей (например Парадокс Браеса).

Я поставил эту задачу так:
Цитата:
Задана улично-дорожная сеть (УДС) с регулируемыми перекрестками (в принципе ее можно обобщить и на случаи путепроводов, транспортных развязок и т.д.).
В любой момент времени на УДС находится множество транспортных средств (ТС) – в основном автомобилей. Для каждого ТС заданы исходный и конечный пункты движения на УДС. Требуется таким образом сформировать маршруты и графики движения ТС в УДС, чтобы математическое ожидание среднего удельного времени задержек в пути из-за нахождения в пробках было минимальным. Время задержки одного ТС можно посчитать как разность между реальным временем нахождения в пути и идеальным временем, когда ТС движется по кратчайшему маршруту в УДС без остановок. Удельное время – отношение этой разности к минимальному времени движения по кратчайшему маршруту.
Если для i-го автомобиля возможно построить всего $n_i$ маршрутов на УДС, то для всех $N$ машин общее число сочетаний маршрутов (способов проезда) будет $\prod\limits_{i=1}^N n_i$. Таким образом задачу можно представить, как оптимизационную – путем перебора всех сочетаний всех возможных маршрутов отдельных автомобилей достичь минимальной средней задержки проезда ТС в УДС.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение24.05.2019, 21:13 
Заслуженный участник


20/08/14
11867
Россия, Москва
Rasool
Ну что удельное это хорошо, десятиминутные поездки не будут стоять в пробках часами.
А вот что мат.ожидание именно среднего - не обязательно хорошо, например если есть 100 машин с удельной задержкой в 5% и одна машина с удельной задержкой 8000% (это был ученик и он пропускал всех вообще), то средняя задержка будет 83%, увеличив задержки всех 100 быстрых машин вчетверо (до 20% задержки) и пропустив из-за этого медленную машину тоже вчетверо быстрее (с задержкой 2000%) получим уменьшение среднего с 83% до 39% - и при этом 99% машин едут ощутимо медленнее! Далеко не факт что это лучше.
Выравнивание всех удельных задержек тоже не панацея: могут быть длинные маршруты, на значительном протяжении проходящие вне пробок, для них ситуация будет странной, они будут много стоять в пробках и замедлять прочие машины, хотя могли бы оперативно проскочить пробки и уйти на пустую дорогу и уже не тормозить остальные машины.
В общем простые условия оптимизации сформулировать конечно можно, но вот будут ли они приемлемы людям с их странной психологией - ещё вопрос.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение24.05.2019, 23:35 


17/10/08

1313
При составлении (многосменных) расписаний возникают те же самые проблемы. Расписание, удобное для многих сотрудников компании, может быть составлено за счет его неудобности для «изгоев». И наоборот, желание угодить небольшой группе сотрудников может привести к проблемам для значительного числа сотрудников. Поэтому создавались нормативы, а величина выхода за нормативы штрафовалась по экспоненте в зависимости от величины выхода за норматив. Экспонента защищает "изгоев" и режет хотелки для "любимчиков". Для транспорта, видимо, можно попытаться сделать что-нибудь похожее.

Нужно иметь в виду, что использование транспорта связано с планированием: часто нужно добраться в определенное место к определенному времени. Например, если бизнес компании связан с работой с людьми (клиентами), то есть (временной) режим работы и его нужно соблюдать. Например, в отделениях банков есть режим работы «с» и «по».
Если транспортная система работает нестабильно, то нужно выезжать с запасом чтобы не опаздывать. Запас должен быть таким, чтобы из пункта из A в B добираться с определенной вероятностью. Например, не более 1-го опоздания в 2 месяца. Для подсчета издержек нужно прибавлять к среднему время пути из A в B запас на нестабильность транспорта. Возможно, для подсчета издержек, нужно запас учитывать с некоторым коэффициентом в диапазоне от 0 до 1.

Таким образом, издержки (времени) в среднем медленной но стабильной транспортной системе могут оказаться меньше, чем издержки в среднем быстрой но нестабильной. Этим можно объяснить «странность психология человека», когда он предпочитается стабильность высокой средней скорости. Точнее, он предпочитает баланс средней скорости и стабильности – а это, как показано выше, - «настоящий» оптимум.

Управление транспортной системой без учета проблем нестабильности – это неприемлемое упрощение в реальной жизни. При сходной дорожной ситуации, время в пути от A до B должно быть более-менее одинаковым. Если требуется критерий для управления автомобилями в сети, то я бы постарался создать «нормативы» для времен в пути из пункта A в B в зависимости от состояния системы. В издержки добавил бы экспоненты от времени превышения норматива. Это должно стабилизировать систему. Общий критерий – что-нибудь среднее время в пути плюс среднее превышение нормативов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение25.05.2019, 00:12 
Заслуженный участник


20/08/14
11867
Россия, Москва
Кстати да, абсолютно согласен что ожидаемое время в пути должно быть достаточно предсказуемым (это пожалуй лучше чем просто стабильным).

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение25.05.2019, 21:28 


20/09/09
2064
Уфа
Суть моей идеи заключается в следующем:
Цитата:
- централизованная (назовем ее “диспетчерской”) система сначала собирает статистику для реальной дорожной сети - наиболее часто имеющие место транспортные потоки, скорости движения отдельных транспортных средств (ТС) в разных условиях движения (заторы, свободное движение).
- на базе этого система настраивает параметры симулятора – виртуального экспериментального стенда, который имитирует проезд разных ТС по улично-дорожной сети (УДС) с учетом разных погодных условий (дождь, снег), времени суток, дня недели, времени года – примерно по типу того, как это реализовано в AnyLogic 8 – вероятностным образом, то есть просчитывает разные исходы движения транспорта. Допустим, автомобиль, стоящий в пробке перед светофором с определенной вероятностью успевает проехать на следующий зеленый сигнал светофора, а с определенной вероятностью не успевает. Симулятор выдает разветвляющееся дерево для каждого из исходов для всех машин на всех перекрестках, где каждый узел взвешен со своей вероятностью.
- потом система начинает самообучаться, прогоняя самые разные варианты развития дорожной обстановки на симуляторе - перебор возможных вариантов маршрутов ТС на УДС и их моделирование, моделирование ДТП и т.д., обучая оценочную нейронную сеть (недостатки: отличие данных, полученных с симулятора, от данных, полученных с реальной УДС), на входе которой – одна из возможных реальных ситуаций на УДС, на выходе – мат. ожидание средней удельной задержки времени проезда автомобилей.
- Потом обученная система начинает работать, управляя маршрутами ТС на УДС или возможными направлениями поворотов ТС на перекрестках путем сообщения предлагаемых действий водителям машин (или автопилотам) и режимами работы светофоров, но обучение системы и сбор статистики дорожных ситуаций продолжается. Реализуется дерево поиска по вероятности: осуществляется ветвление по разным переключениям светофоров (также возможна “зеленая волна”), разным поворотам машин на перекрестках, либо маршрутам машин по УДС (нужно выбрать, что именно, скорее всего первое) – вершины взвешены вероятностями этих исходов и вычисляются мат. ожидания среднего времени задержки проезда с помощью уже обученной нейронной сети. Ввиду большого ветвления дерева поиска можно применить метод Монте-Карло – тоже по аналогии с алгоритмом AlphaGo.

У этой идеи есть следующие особенности и недостатки:
Цитата:
- AlphaGo реализует игру с противником, система управления дорожным движением – игру с природой.
- Громоздкость реализации идеи для проверки (нужен коллектив программистов).
- Система станет наиболее актуальной при подавляющем количестве беспилотных автомобилей.
- Необходимо иметь разработанный адекватный симулятор движения автомобилей на УДС для точного предсказания математического ожидания удельных задержек движения машин.
- Видимо, систему можно реализовать только на небольшой УДС ввиду большого объема данных.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение26.05.2019, 08:15 


12/07/15
3351
г. Чехов
Идея, во-первых, не нова. Во-вторых, плохо проработана. В-третьих, имеет недостаток, из-за которого имеет малозначительную пользу. То, что Вы переживаете по поводу дирижирования коллективом программистов - это ерунда, ведь на заявленную цель могут выделить достаточно денег. Но даже на уровне идеи не видно связи между целью и задачами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение26.05.2019, 15:05 


20/09/09
2064
Уфа
Mihaylo в сообщении #1395327 писал(а):
Идея, во-первых, не нова.

Нечто подобное, сразу после появления AlphaGo, сделали китайцы в 2016-м году - систему City Brain 2.0 в городе Ханчжоу. «Головной мозг» принимает сигналы 128 светофоров Ханчжоу, в пилотной зоне время в пути сократилось на 15.3%. На 100 с лишним перекрестках осуществляется автоматическая работа светофоров. Продолжительность поездок на эстакадах уменьшилась на 4.6 минуты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение30.05.2019, 15:05 
Аватара пользователя


29/05/17
808
Одна из первых машинно-сгенерированных книг научной тематики.
Во введении описано, как устроены алгоритмы, с помощью которых книга была написана: "Литий-ионные аккумуляторы".

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение04.06.2019, 17:58 


20/09/09
2064
Уфа
Интересная статья Ричарда Саттона (профессора компьютерных наук в университете Альберты. Считается одним из основателей современных вычислительных методов обучения с подкреплением) на Хабре в тему треда: Горький урок отрасли ИИ:
Цитата:
Стремясь к улучшению в краткосрочной перспективе, исследователи пытаются применить человеческие знания в предметной области, но в долгосрочной перспективе имеет значение только мощность вычислений. Эти две тенденции не должны противоречить друг другу, но на практике противоречат. Время, потраченное на одно направление, — это время, потерянное для другого. Есть психологические обязательства инвестировать в тот или иной подход. И внедрение знаний в предметной области имеет тенденцию усложнять систему таким образом, что она хуже подходит для использования общих вычислительных методов. Было много примеров, когда исследователи слишком поздно усваивали этот горький урок, и полезно рассмотреть некоторые из самых известных.

Во всяком случае, пока не будет создан сильный ИИ, просто вкладывать свои знания о человеческих способах решения задач в алгоритмы кажется бесперспективным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Очередная зима ИИ не за горами?
Сообщение04.06.2019, 18:47 


12/07/15
3351
г. Чехов
Чтобы обучить нейросеть чему-либо, нужно собрать миллион примеров на вполне определенную тему (кошечки, собачки, лица, светофоры и т.д.). Чтобы обучить нейросеть непонятно чему (стремление создать сильный интеллект), придется набрать датасеты на хрен знает какое количество. Дело ведь не в усложнении алгоритма, как пишет "мегаспец по нейросетям". По его словам, почему-то вдруг алгоритм нейросетей перестал подходить для разных задач. Дело не в коде, а в данных, которые для каждой узкой задачи приходится добывать кровью и потом. А код нейросетей един для всех задач, отличаются лишь размеры. Непонятно, про что философствует Саттон.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 105 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group