Ну, вот, чтобы с моей стороны не было просто бла-бла, допустим такой вариант главы в учебнике.
За такой "вариант главы в учебнике" надо руки отрывать.
Сравните, например, с
Ландсбергом § 125. (Заметим, что этот параграф не находится в главе про неинерциальные системы отсчёта, хотя такая глава есть.)
Первая космическая скорость — это минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадёт на неё, а будет двигаться по круговой орбите.
Для тела, движущегося над поверхностью планеты, это не
минимальная, а
единственная скорость, при которой орбита круговая.
Для тела, стартующего около поверхности планеты, это минимальная скорость движения по замкнутой орбите, но таковые орбиты (при разных скоростях) вовсе
не будут круговыми. (Кстати, максимальная - вторая космическая.)
Для тела, движущегося по круговой орбите, эта скорость не минимальная (минимальная - 0 при орбите бесконечного радиуса), а
наоборот, максимальная.
Определения в учебнике должны быть безошибочными. Школьники и так ошибутся много раз при их вспоминании и интерпретации. Учебник должен быть эталоном, к которому можно вернуться и получить непротиворечивую информацию.
После того, как спутник доставлен на нужную высоту, и ему придана определенная скорость, на него больше не действуют никакие силы, кроме силы тяжести. Поэтому движение спутника является примером свободного падения, однако спутник не падает на Землю благодаря тому, что обладает достаточно большой скоростью, направленной по касательной к окружности, по которой он движется.
Из этой формулировки складывается впечатление, что спутник всегда движется по окружности, но может двигаться с большой и с малой скоростью. Видимо, если скорость будет мала, то он с окружности сорвётся и упадёт на Землю.
Движение спутника криволинейным (в данном случае по окружности) и происходит под действием одной только силы тяжести.
"
Движение спутника криволинейным" - это не по-русски. По-русски в предложении должны быть подлежащее и сказуемое. Здесь сказуемое пропущено. ("
И происходит" - это уже второе однородное сказуемое.)
В НИСО спутник на орбите будет находиться в состоянии покоя
Просто ложь. Существует много НИСО, и автор пока не фиксировал никакую конкретную, а в других НИСО спутник не будет в состоянии покоя.
так как на него будут действовать две силы: центробежная сила и сила тяготения, которые уравновешивают друг друга. Соответственно, для вычисления первой космической скорости необходимо рассмотреть равенство этих сил.
(Уравнение)
В школьной физике уравнения худо-бедно выводятся друг из друга. Здесь же вводится формула для центробежной силы из ниоткуда. Это не способ расчёта. Это можно только заучить наизусть, но не вывести или воспроизвести.
Если придать телу скорость больше первой космической, то его орбита представляет собой эллипс.
Если меньше - то тоже эллипс (раннее термин "
первая космическая скорость" употреблялся для запуска тела в точке на некоторой высоте над поверхностью).
В этом случае тело обладает как бы «лишней» кинетической энергией, которая позволяет спутнику, двигаясь по касательной, отдалиться от поверхности Земли.
Касательная - это прямая. Спутник никогда не движется по прямой. И касательная к чему?
При наборе этой высоты спутник теряет излишек энергии, однако при падении, вновь его набирает
Ниоткуда взявшееся "
падение". Неизвестно, в каком смысле в этом месте употреблено слово.
При скорости, равной 11,2 км/с, которая называется второй космической скоростью, тело преодолевает притяжение к Земле и уходит в космическое пространство.
Не объяснено, что значит "преодолевает притяжение". Ранее школьнику сообщалось, что сила притяжения никогда не обращается в ноль.
Очевидно, что это именно та скорость, которую надо придать телу на поверхности планеты, чтобы тело покинуло замкнутую орбиту вокруг нее.
Чтобы покинуть замкнутую орбиту, надо ранее на ней находиться.
И далее вы пишете одно "уравнение", в то время как в настоящих учебниках этому расчёту посвящена примерно половина параграфа.
----------------
Резюме:Я привёл отнюдь не полный список проблем предложенного текста. В общем, если считать это 1-й версией, то примерно к 20-й версии у вас, может быть, получится что-то нормальное. (Если от версии к версии переделывать текст полностью, перепродумывая всю концепцию.) Пока, извините, рановато вам писать учебники для школьников.
-- 07.04.2019 16:03:50 --TooltПопробуйте вашим способом решить следующую задачу:
Маковецкий. Смотри в корень! 25.
Цитата:
25.
Большие стационарные искусственные спутники Земли с лабораториями, обсерваториями и жилыми помещениями будут монтироваться непосредственно на орбите из деталей и блоков, доставленных на орбиту порознь.
Представьте, что на круговой орбите один из монтажников, собирающих спутник, нечаянно уронил свой инструмент в космос. Какова дальнейшая судьба инструмента?