противодействие формированию "мафиозных структур" местного регионального базирования в сфере образования
Не понимаю, 1) о чём идёт речь; 2) почему таким структурам надо противодействовать.
Те структуры, которые есть - это научные школы. Появление сильной научной школы в региональном вузе, включающей основоположника и его учеников - это то, что нужно всеми силами поддерживать, а не противодействовать. Потому что в таких школах делается наука.
Что касается родства - тоже не понимаю, в чём проблема заключена. Я сам преподаватель и сын преподавателя в региональном вузе. Насколько я сам могу судить, свою работу выполняю качественно и не хочу никакой "динамики". Если бы это зависело только от меня, то я хотел бы до старости преподавать одни и те же предметы в одном и том же месте, с каждым годом совершенствуя свои навыки преподавателя, постепенно изменяя содержание курсов в соответствии с требованиями времени. В результате многолетнего "обкатывания" своих курсов, надеюсь написать несколько учебников, которые имели бы некоторые "фишки" по сравнению с существующими учебниками и в силу этого были бы востребованы, может быть, и не только в моём вузе. Так я понимаю свой долг и смысл своей работы.
Кто знает, получится ли у меня реализовать свои планы и в какой мере, но ко всем навязываемым сверху реформам и революциям в образовании я отношусь скептически и негативно.
Заодно уж скажу и о другой затронутой здесь проблеме, что высшее образование воспринимается как "тест на IQ". Если честно, тоже не вижу в этом ничего такого уж сильно плохого. Право на бесплатное высшее образование (при прохождении конкурса) дано Конституцией РФ. Глупо не использовать право, если оно есть, даже если высшее образование не понадобится в будущей профессиональной деятельности. Неиспользование такого права говорит о каком-то нелюбопытстве человека, о его духовной и умственной бедности. Так что дискриминация людей без высшего образования, может быть, и оправдана. (В этом тезисе я не уверен, но сильно не уверен и в его отрицании.)
Подумайте сами, в какой стране лучше жить - где дворники имеют высшее образование, или где не имеют? При прочих равных, по-моему, в первой. Потому что высшее образование призвано воспитать в человеке адекватность и интеллигентность - а я хочу жить среди адекватных и интеллигентных людей.
Считаю вполне вероятным, что подавляющему большинству моих студентов не понадобятся те знания, которым я их учу, в их будущей профессиональной деятельности. Но не нужно смотреть на высшее образование утилитарно! Я счастлив, когда мне удаётся вызвать у нескольких человек в группе искренний интерес к моему предмету и к математике в целом - и это мне зачастую действительно удаётся. Этот интерес ценен сам по себе, даже если он не перерастёт в будущую профессию. Хотя я, конечно, хотел бы, чтобы это перерастание происходило чаще - и для этого прикладываются определённые усилия, в т.ч. и мной.
Что касается "серой массы", жаждущей лишь получить "корочку" - эти люди мне в целом неинтересны, я к ним равнодушен. Иногда мне их жаль - потому что они обрекают себя на несколько лет пыток и унижений, проводимых на неинтересных им парах и в выклянчивании троек на экзаменах. Работаю я в основном с заинтересованными студентами, и с ними стараюсь работать максимально индивидуально, не жалея для этого свободного времени. Что касается троечников-двоечников - то я требую от них определённого минимума знаний (совсем за ничего я тройку не поставлю, пусть приложат какие-то честные усилия), но в целом мне не жалко для них заветной корочки. Если в группе есть заинтересованные студенты, то я чувствую осмысленность своей работы уже благодаря их существованию.
Как-то так.