MuninМне кажется, что некоторые непонятности в СТО проистекают из следующего.
С одной стороны (как мне кажется опять же) частый прием при объяснении эффектов СТО -- описание того, что
увидит тот или иной наблюдатель.
Часто говорится например о том, что в направлении движения
видимые размеры движущегося тела уменьшаются.
С другой стороны, говорят про
измерение наблюдателем чего-либо (скорости, размера, времени и т.п.).
И часто как бы приравнивают эти "увидит" и "измерит".
Отсюда возникают мифы. Например, известно, что если мимо наблюдателя пролетает сфера, то наблюдатель
не увидит эллипс в качестве контура этой пролетающей сферы, а
увидит круг. Если стержень летит на нас (ось тоже направлена на нас), то мы
увидим его удлинненным, а если от нас, то укороченным, и т.п.
Плюс, если помните я как-то спрашивал у вас что такое "координатное" и "лабораторное" время, а вы ответили что "первичны не термины а понятия" (
post1185325.html#p1185325 ) . Думаю все же, что при преподавании СТО надо четко давать терминологию какое время как называется.