2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение15.02.2015, 17:43 


12/05/07
569
г. Уфа
Уважаемый Sonic86! После Ваших разъяснений Ваш ответ я понимаю так. Принципиальных препятствий для того, чтобы любой нормальный здравомыслящий человек выучился математике и начал получать новые результаты в одной из областей математики нет. Вопрос только в количестве усилий и времени, которое ему на это потребуется. Вопрос в минимальных условиях, которые позволят ему в какой-то степени не думать о добывании хлеба насущного и осваивать науку. Вопрос в бонусах, на которые он может рассчитывать в случае успеха. Вопрос в доброжелательном или недоброжелательном отношении к нему со стороны коллег. Вопрос в справедливой или несправедливой оценке его достижений, мотивирующей или демотивирующей к приложению дальнейших усилий. Вопрос в его психологической устойчивости в случае попадания в недоброжелательное или враждебное окружение. То есть нет врожденной предрасположенности к математике, есть влияние окружающей обстановки, есть обстоятельства жизни и волевые качества личности, чтобы противостоять обстоятельствам.

Если Вы согласны со сказанным, то можно считать, что консенсус достигнут.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение15.02.2015, 17:46 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Вы как хотите, а я не согласна. Я же педагог и вижу студентов. И сама про себя знаю, что я могу, и чего не могу (даже при весьма нехилых задатках).

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение15.02.2015, 20:08 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Принципиальных препятствий для того, чтобы любой нормальный здравомыслящий человек выучился математике и начал получать новые результаты в одной из областей математики нет.
:shock: Вы издеваетесь? Я же прямо написал, что нет:
Sonic86 в сообщении #978691 писал(а):
Научить находить новое (в чем собственно и состоит математика) - нет.

Вы здесь затрагиваете вопрос об алгоритмизуемости поиска и доказательства истины, но эта задача в общем случае неразрешима. Насчет поиска - трудно сказать, потому что вопрос не формализован. Насчет доказательства: по тезису Черча человек эквивалентен машине Тьюринга. Пусть есть некое утверждение и надо его доказать. Эта задача алгоритмически неразрешима. Т.е. в переводе на бытовой язык, неверно, что любого нормального здравомыслящего человека можно научить доказывать теоремы.

Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Принципиальных препятствий для того, чтобы любой нормальный здравомыслящий человек выучился математике и начал получать новые результаты в одной из областей математики нет. Вопрос только в количестве усилий и времени, которое ему на это потребуется.
Это все верно, если здесь говорится об освоении существующих теорий: геометрии Евклида, решению квадратных уравнений, систем линейных уравнений и т.п. В этом смысле я отвечаю на следующие вопросы:
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Вопрос в минимальных условиях, которые позволят ему в какой-то степени не думать о добывании хлеба насущного и осваивать науку.
Да.
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Вопрос в бонусах, на которые он может рассчитывать в случае успеха.
Бонусы не нужны, скорее они мешают. Либо под бонусами надо понимать нечто тонкое психологическое в голове математика.
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Вопрос в доброжелательном или недоброжелательном отношении к нему со стороны коллег.
Тоже не нужно, исключая нечто тонкое психологическое.
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Вопрос в справедливой или несправедливой оценке его достижений, мотивирующей или демотивирующей к приложению дальнейших усилий.
Нет, это не нужно. Это может касаться психологии математика как реального человека, но это необязательно вообще.
Математик может быть вообще один во Вселенной, сидеть и что-то сам себе изучать.
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Вопрос в его психологической устойчивости в случае попадания в недоброжелательное или враждебное окружение.
Это все не нужно.

Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
То есть нет врожденной предрасположенности к математике
Неправда: определенные качества мозга (известно какие), положительно коррелирующие с математическими способностями, наследуются.
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
есть влияние окружающей обстановки, есть обстоятельства жизни и волевые качества личности, чтобы противостоять обстоятельствам.
Да, это играет роль для реальных людей, но не принципиальную.
Что играет принципиальную роль - неизвестно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение15.02.2015, 22:02 


12/05/07
569
г. Уфа
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Вы здесь затрагиваете вопрос об алгоритмизуемости поиска и доказательства истины, но эта задача в общем случае неразрешима.
Нет, не затрагиваю. Я говорю о людях, а не о кибернетических устройствах.
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Насчет доказательства: по тезису Черча человек эквивалентен машине Тьюринга. Пусть есть некое утверждение и надо его доказать. Эта задача алгоритмически неразрешима. Т.е. в переводе на бытовой язык, неверно, что любого нормального здравомыслящего человека можно научить доказывать теоремы.
Не надо понимать мои слова в кибернетическом смысле, а затем переводить на бытовой язык, причем переводить неправильно. Я исходно говорю на бытовом языке. Научить человека математике - это не значит вложить в него алгоритм доказательства любой наперёд заданной теоремы. Научить человека математике - это значит дать ему определённый багаж знаний и обучить определенным приёмам (навыкам), которыми пользуются профессиональные математики. Эти навыки не являются кибернетическими алгоритмами.

Нет никакой непреодолимой пропасти между тем, что делают профессиональные математики, и тем, чему может обучиться любой нормальный здравомыслящий человек, независимо от того, кем были его родители.
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Это все верно, если здесь говорится об освоении существующих теорий: геометрии Евклида, решения квадратных уравнений, систем линейных уравнений и т.п.
Ваш список можно продолжать неограниченно.
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
В этом смысле я отвечаю на следующие вопросы.
Из ваших ответов следует, что математику нужен лишь хлеб насущный. Другие бонусы ему не нужны, на мнение коллег ему наплевать, если его несправедливо втаптыают в грязь - это неважно, врагов у него нет и вообще он бестелесное и безвольное существо, сидящее одно во Вселенной и изучающее математику. Откуда Вы взяли такой бред? Почитайте историю или пообщайтесь с ныне здравствующими математиками. И Вы увидите, что гений и злодейство в этой среде вполне даже совместны.
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Определенные качества мозга (известно какие), положительно коррелирующие с математическими способностями, наследуются.
Если известно, то перечислите их и обоснуйте, почему эти качества наследуются.
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Есть влияние окружающей обстановки, есть обстоятельства жизни и волевые качества личности, чтобы противостоять обстоятельствам.
Да, это играет роль для реальных людей, но не принципиальную. Что играет принципиальную роль - неизвестно.
Вот те раз! Вы же говорили, что наследственность. А теперь говорите, что неизвестно что играет принципиальную роль. Так значит Вы не знаете качеств, которые делали бы случайно выбранного из толпы нормального здравомыслящего человека абсолютно непригодным к профессии математика?!

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение15.02.2015, 22:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Из ваших ответов следует, что математику нужен лишь хлеб насущный. Другие бонусы ему не нужны, на мнение коллег ему наплевать, если его несправедливо втаптыают в грязь - это неважно, врагов у него нет и вообще он бестелесное и безвольное существо, сидящее одно во Вселенной и изучающее математику.

Математик - человек, и все, что нужно человеку, нужно и ему. Но с чего бы обычному человеку добывать себе хлеб именно этим способом?
Это очень трудно. И для большинства людей -- чрезвычайно скучно. Большинство даже школьную математику осваивать не хотят.

-- 15.02.2015, 22:18 --

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Нет никакой непреодолимой пропасти между тем, что делают профессиональные математики, и тем, чему может обучиться любой нормальный здравомыслящий человек, независимо от того, кем были его родители.

Откуда инфа? Вы пробовали кого-то обучить? Сами обучились? И главное, выйдите сейчас на улицу и спросите у людей: хотят ли они этому учиться? Только проследите, чтобы они врачей из психушки не вызвали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 07:11 


12/05/07
569
г. Уфа
Не хотят и не могут - это две большие разницы. Вы хотите меня убедить, что не могут, причём принципиально не могут в силу отсутствия врождённой предрасположенности. У Вас откуда такая инфа? Вы что досконально разобрались с геномом и нашли ген предрасположенности?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 12:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Насчет генов не знаю, но к определенному возрасту предрасположенность выявляется. Не претендую на научное обоснование, пользуюсь только личным преподавательским опытом.
Вот простой тест на формальное мышление. Надо закончить анекдот:
    Учитель: Ивица, твоя работа очень хорошая, но она точно такая же, как у Марка. Что я должен думать?
    Ивица: ...
6-8 класс отвечают все одинаково: "Это он у меня списал". Один участник олимпиады даже предложил такое: "Ивица покраснела и ничего не сказала".

(Оффтоп)

Вообще-то Ивица -- мужское имя, но не в этом суть

В старших классах правильное решение иногда находят, в основном ученики математических классов.

Аналогичная картина с другими задачами на формализацию. Например: записать значками предложение "Множества $A$ и $B$ не пересекаются". В гуманитарных потоках практически все просто перечеркивают знак $\cap$. В математических -- определенная часть додумывается до правильного ответа.

Конечно, в обоих случаях можно показать правильный ответ, и его поймут (задачки-то ерундовые). Но ТС же говорит о собственных достижениях в математике. И о различиях в способе мышления.

-- 16.02.2015, 13:04 --

Кроме того, в некоторых разделах математики очень высокая степень абстракции. Например:
    функции "степенная", "показательная", "тригонометрические";
    общее понятие функции числового аргумента;
    функция как элемент пространства (гильбертова, банахова и т.п.)
    абстрактное пространство (гильбертово, банахово и т.п.)
Думаю, у каждого человека есть свой уровень абстракции, который ему доступен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 13:50 


27/01/15
306
provincialka в сообщении #979063 писал(а):
Учитель: Ивица, твоя работа очень хорошая, но она точно такая же, как у Марка. Что я должен думать?
Ивица: ...

("Вы правы, Марк был великолепен") :D Классно, не встречал еще таких задачек)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 14:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Astronaft
У меня был еще более формальный ответ. Это был первый мой анекдот, где смешон именно формальный ответ. Потом я специально собирала их.

Я уже рассказывала про эту задачку в теме «Задачи на формализацию»

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 15:06 


27/01/15
306

(Оффтоп)

provincialka, это я подумал, что учительнице не во всём понравился ответ Марка, вот и вырвалось. Обычная моя беда - невнимательность к условиям задачи. Проглядел тему по диагонали, но пока не читал: там ведь ответы, так неинтересно. А так, если у учителя подозрение в плагиате, то напрашивается "вы должны подумать что его работа точно такая же как и меня"
.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 15:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12044
Казань
Astronaft

(Оффтоп)

Ага. "Что работа Марка тоже хорошая".
Вся трудность в том, чтобы отрешиться от всяких дополнительных сведений, убрать, так сказать, "шум жизни". И давать ответ только на основе "дано". Ученики средних классов с этим не справляются. Старшие -- частично, но не все.

-- 16.02.2015, 15:25 --

Вот ссылка на журнал Квант (КМШ)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 16:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
provincialka в сообщении #979063 писал(а):
Думаю, у каждого человека есть свой уровень абстракции, который ему доступен.

Но это вовсе не означает, что данный уровень даётся человеку от рождения. Я позволю себе упрощённые термины для аналогии (что бы там они не значили): hard -- устройство мозга, база данных -- способы хранения информации в мозге, soft -- способы обработки информации. В этих терминах hard даётся нам при рождении и не является абсолютно одинаковым для всех, база данных может рассматриваться как надстройка над hard'ом и в этом планем может развиваться, но сколько-то ограничена устройством hard'а, soft -- формируется в культурной среде (но тоже в некотором смысле ограничена как надстройка) и закрепляется в период с 11 по 14 лет. В этот же период закрепляется "структура базы данных".

Начиная с 14 лет можно говорить об однозначной предрасположенности. Если soft сформировался "гуманитарным" способом, то дальнейшие способности к математике будут сильно ограничены. Конечно, такой человек смог бы в чём-то разобраться и что-то придумать сам, если бы не был ограничен сроками жизни.

Сказанное выше учитывает и культурную и врождённую обусловленность. Но я считаю, что некоторое немалое влияние врождённой составляющей имеется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 16:23 
Заслуженный участник


08/04/08
8556
Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Вы здесь затрагиваете вопрос об алгоритмизуемости поиска и доказательства истины, но эта задача в общем случае неразрешима.
Нет, не затрагиваю. Я говорю о людях, а не о кибернетических устройствах.
Вы не прочитал о тезисе Черча. Пока не прочитали, Вы не поймете рассуждения.

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Насчет доказательства: по тезису Черча человек эквивалентен машине Тьюринга. Пусть есть некое утверждение и надо его доказать. Эта задача алгоритмически неразрешима. Т.е. в переводе на бытовой язык, неверно, что любого нормального здравомыслящего человека можно научить доказывать теоремы.
Не надо понимать мои слова в кибернетическом смысле, а затем переводить на бытовой язык, причем переводить неправильно. Я исходно говорю на бытовом языке. Научить человека математике - это не значит вложить в него алгоритм доказательства любой наперёд заданной теоремы. Научить человека математике - это значит дать ему определённый багаж знаний и обучить определенным приёмам (навыкам), которыми пользуются профессиональные математики. Эти навыки не являются кибернетическими алгоритмами.
Вы еще раз не прочитали о тезисе Черча. Насчет правильности перевода - Вы просто не видите, потому что не прочитали о тезисе Черча.
Я 3-й раз пишу, обратите внимание: научить человека математике означает научить находить новые истины и их доказывать. Вы не можете эти слова взять и переопределить по-своему. Потому что в таком случае математике уже обучены машины (ВольфрамАльфа), потому вопрос тривиален и неинтересен.
Т.е. если Вы научились решать квадратные уравнения, системы линейных уравнений, дифференцировать функции, то Вы еще не математик, Вы просто техникой владеете.
А с чего Вы решили, что упомянутые навыки не есть алгоритмы? Скорее наоборот (потому что тезис Черча).

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Нет никакой непреодолимой пропасти между тем, что делают профессиональные математики, и тем, чему может обучиться любой нормальный здравомыслящий человек, независимо от того, кем были его родители.
Нельзя обучить делать что-то одно и то же новое несколько раз. Кроме того, пропасти нет, но есть количественные различия, некоторые из них завязаны на качества мозга, которые наследуются.

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
В этом смысле я отвечаю на следующие вопросы.
Из ваших ответов следует, что математику нужен лишь хлеб насущный. Другие бонусы ему не нужны, на мнение коллег ему наплевать, если его несправедливо втаптыают в грязь - это неважно, врагов у него нет и вообще он бестелесное и безвольное существо, сидящее одно во Вселенной и изучающее математику. Откуда Вы взяли такой бред? Почитайте историю или пообщайтесь с ныне здравствующими математиками. И Вы увидите, что гений и злодейство в этой среде вполне даже совместны.
Вы рассуждаете о реальных людях. Реальные люди (как и любые объекты) содержат в себе много аспектов, о которых даже неизвестно, конечно ли их число. Если Вас такой способ рассуждения удовлетворяет - пожалуйста, но это не ко мне.
По мне при рассуждении о любом объекте сначала надо сделать абстракцию. Соответственно, когда Вы рассуждаете о математике (напоминаю, что математик здесь это тот, кто может открыть что-то новое, а не тот, кто умеет решать квадратные уравнения), Вы должны сделать абстракцию от математика, включить в эту абстракцию только то, что требуется для рассуждения, а все прочее выкинуть. Соответственно, надо выкинуть мнение коллег, выкинуть зятей, выкинуть хлеб насущный, выкинуть ограничение на длину жизни человека и время существования Вселенной, выкинуть социум и все остальное прочее надо выкинуть (про втаптывание в грязь - это вообще нечто неадекватное). Все это для способности порождать математику не нужно.

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Определенные качества мозга (известно какие), положительно коррелирующие с математическими способностями, наследуются.
Если известно, то перечислите их и обоснуйте, почему эти качества наследуются.
Я, к сожалению, затруднюсь много написать и правильно, я их забываю. Более-менее наследуется объем мозга, более-менее наследуется усидчивость человека, более-менее наследуются просто интеллектуальные способности (здесь я рассуждаю о реальном объекте, а не об абстрактном, а под математическими способностями понимается не способность открыть что-то новое, а решать квадратные уравнения, дифференцировать функции и т.п. - это необходимые, но не достаточные качества)

Ruslan_Sharipov в сообщении #978886 писал(а):
Sonic86 в сообщении #978828 писал(а):
Ruslan_Sharipov в сообщении #978769 писал(а):
Есть влияние окружающей обстановки, есть обстоятельства жизни и волевые качества личности, чтобы противостоять обстоятельствам.
Да, это играет роль для реальных людей, но не принципиальную. Что играет принципиальную роль - неизвестно.
Вот те раз! Вы же говорили, что наследственность. А теперь говорите, что неизвестно что играет принципиальную роль. Так значит Вы не знаете качеств, которые делали бы случайно выбранного из толпы нормального здравомыслящего человека абсолютно непригодным к профессии математика?!
Наследственность играет существенную количественную роль для наличия математических способностей (опять напомню: решение квадратных уравнений, дифференцирование и т.п.) для реальных индивидов. Что играет принципиальную роль для способности нахождения нового в математике (для настоящей математики) - неизвестно.

Напоследок: давайте я включу дурака и скажу Вам: раз всякий нормальный человек (в частности Вы) способен обучиться математике, то вот Вам задача:
Цитата:
Проблема изоморфизма тривиальной группе для всех групп с $n$ порождающими и $n$ определяющими соотношениями, где $n > 2.$ (В.Магнус)
Все термины здесь известны или Вы можете найти их в Вики или я готов их пояснить.
Задача на настоящий момент не решена.
Решите, а?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 17:02 
Заблокирован
Аватара пользователя


07/08/06

3474
Sonic86 в сообщении #979130 писал(а):
Я 3-й раз пишу, обратите внимание: научить человека математике означает научить находить новые истины и их доказывать.

Вполне возможно, что определённые способности есть у всех от рождения, просто развиты в разной степени, и у кого-то реализуются, а у кого-то находятся в латентном состоянии. Тезис Чёрча - это лишь тезис, утверждение принятое на веру (да и не все верят в его истинность, насколько мне известно).

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос о врожденной предрасположенности к математике
Сообщение16.02.2015, 20:57 


27/01/15
306
provincialka в сообщении #979105 писал(а):
Вот ссылка на журнал Квант (КМШ)

Ура, у меня придрасположенность! :D Все двадцать задач решил, и уходило в основном меньше полминуты на размышление. Но вот на четвертой, например, зациклился, потом со второго захода сразу решил.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 125 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  След.

Модераторы: photon, Deggial, korona, Ende, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group