2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 14:12 
Аватара пользователя


14/09/12
181
Уфа

(Оффтоп)

Наконец-то получил степень бакалавра, появилось свободное время, и я теперь могу доделать эти задачи.

Чтобы было удобнее ориентироваться, решил собрать всё полученное в отдельное сообщение.
=================================================================
1. Рассмотрим последовательность $a_1 = 1$, $a_{n+1} = 2a_n + 1$. Напишите явную формулу для $a_n$ (знаки суммирования и многоточия использовать нельзя).
2. Приведите пример таких двух последовательностей, имеющих конечный предел, что их частное не имеет предела ни конечного, ни бесконечного.
3. Стороны правильного треугольника разбили на $n$ равных частей. Через каждую точку разбиения провели по две прямые, параллельные двум сторонам треугольника. Посчитайте количество треугольников разбиения. Ответ выразите через $n$ без многоточий и знаков суммирования.
4. Сколько существует четырехзначных чисел, все цифры которых различны? (С нуля число начинаться не может.)
5. Дана система линейных уравнений $Ax = b$ с квадратной матрицей $A$ размера $n \times n$, все элементы первой строки этой матрицы равняются $1$, второй строки $2$, …, $n$-ой строки $n$. Чему равняется размерность пространства решений системы уравнений $Ax = b$?
6. Может ли так быть, что определитель квадратной матрицы равен $0$ и остается равным нулю, если к ней прибавить единичную матрицу?
7. Верно ли, что если положительная последовательность стремиться к нулю, то она убывает, начиная с некоторого места?
8. В выпуклом $n$-угольнике посчитайте количество пар пересекающихся диагоналей. Ответ выразить без многоточий и знаков суммирования.
9. На каждой грани кубика написано два числа от $1$ до $6$: одно зеленое, другое красное. Каждое число каждого цвета написано ровно один раз. Кубик бросили так, что все грани выпадают с равной вероятностью. Пусть $p$ – это условная вероятность того, что зеленое выпавшее число четно при условии, что красное число делится на $3$. Найдите вероятность того, что красное число делится на три при условии того, что зеленое число четно.
10. Найдите собственные числа (с учетом кратности) матрицы $10 \times 10$, у которой на двух диагоналях стоят единицы, а все остальные элементы – нули.
=================================================================

1. Предположение: $a_n = 2^n - 1$
Доказательство (при помощи метода математической индукции).
Дано:
$a_{1} = 1$

$a_{n+1} = 2a_n + 1$

$a_{n} = 2^n-1 ?$

Обозначим,
$s_n = \frac{a_{n+1}-1}{2}$
$z_n = 2^n-1$

$s_{1} = z_{1} = 1$

$s_k = z_k$
$z_{k+1} = 2^{k+1} - 1$
$s_{k+1} = \frac{a_{k+2} - 1}{2} = \frac{2^{k+2}-1-1}{2}=2^{k+1}-1$
$z_{k+1} = s_{k+1}$
----------------------------------------------------------------------------
2.
$a_{n} = \frac{\sin(n)}{n}$

$b_{n} = \frac{1}{n}$

$\frac{a_{n}}{b_{n}} = \sin(n)$
----------------------------------------------------------------------------
3. При увеличении $n$ на единицу количество треугольников увеличивается на количество, равное количеству треугольников на предыдущем "слое", плюс два.
Используем формулу суммы арифметической прогрессии для того, чтобы вывести формулу зависящую от $n$, которая задает количество треугольников разбиения.

$S_{n} = \frac{(a_1 + (a_1+d(n-1)))n}{2} = \frac{(1+(1+2(n-1)))n}{2} = n^2$
----------------------------------------------------------------------------
4.
Цитата:
Всего цифр десять ${0, 1, 2, ... 9}$; найдем количество размещений по 4 элемента $A^4_{10} = 5040$. Но в эти размещения также вошли числа $0123, 0124, 0125, ...$; их нужно отсечь. Их количество равно $A^3_9 = 504$ (ноль в качестве цифры уже не учитываем, предполагая, что мы его поставили в начало числа). $A^4_{10} - A^3_9 = 4536$.

----------------------------------------------------------------------------
5. Пятое задание мне не понятно. Допустим, система $Ax = b$ однородна, тогда размерность пространства решений однородной системы мы можем вычислить по формуле $d = n - r$. В нашем случае получается $d = n - 1$.

Теперь, допустим, система неоднородна, тогда возможно только следующее,
$\begin{equation*}
 \begin{cases}
   x_1+ ... + x_n = b_1\\
   2(x_1+ ... + x_n) = b_2 = 2b_1\\
   ...\\
   n(x_1+ ... + x_n) = nb_1
 \end{cases}
\end{equation*}$
Но я не знаю, как найти размерность пространства решений этой системы.
----------------------------------------------------------------------------
6.
Цитата:
$\begin{vmatrix} \begin{pmatrix} A & B \\ C & D \\ \end{pmatrix} + \begin{pmatrix} 1 & 0 \\ 0 & 1 \\ \end{pmatrix} \end{vmatrix} = 0 ?$
$\begin{equation*} \begin{cases} AD - BC = 0 \\ (A+1)\cdot (D+1) - BC = 0 \end{cases} \end{equation*} \Rightarrow A+D = -1 $
Пробуем подставить: $A = -0.5; B = -0.5$, подгоняем $B = 0.5$ и $C = 0.5$.
Ответ: можно, например, $\begin{pmatrix} -0.5 & 0.5 \\ 0.5 & -0.5 \\ \end{pmatrix} $

----------------------------------------------------------------------------
7. Ответ: неверно, можно взять такую последовательность,

$a_n = |\frac{\sin(\frac{n\pi}{2})}{n}| + |\frac{1}{n}|$

Пусть $n$ - чётное число, следовательно, $n+1$ - нечётное $(1)$
Тогда,
$a_n = \frac{1}{n}$, т.к. $|\frac{\sin(\frac{n\pi}{2})}{n}| = 0$
$a_{n+1} = \frac{1}{n+1} + \frac{1}{n+1} = \frac{2}{n+1}$
Сравним эти члены последовательности, чтобы показать немонотонность.
$\frac{n+1}{n^2+n} < \frac{2n}{n^2+1}$ для всех $n > 0$, удовлетворяющих условию $(1)$
----------------------------------------------------------------------------
8. Одно пересечение мы можем задать с помощью 4-х вершин многоугольника. Нам необходимо подсчитать сколько таких четырехугольников можно соорудить из $n$-вершин многоугольника. Для этого перенумеруем вершины многоугольника и подсчитаем число сочетаний из $n$ по 4. $C_n^4 = \frac{n!}{4!(n-4)!}$
Сейчас придёт ИСН и поругает меня :lol:

 i  Deggial: netang, чтобы удобнее было ориентироваться, каждую задачу следует оформлять в отдельную тему. Убедительная просьба запомнить и делать так, иначе темы буду ссылать в Карантин.
Подтема выделена.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение13.06.2015, 15:21 


20/03/14
12041
 i  Тема перемещена из форума «Помогите решить / разобраться (М)» в форум «Карантин»
по следующим причинам:

Убирайте Ваши картинки, набирайте задания в тексте сообщений.

Исправьте все Ваши ошибки и сообщите об этом в теме Сообщение в карантине исправлено.
Настоятельно рекомендуется ознакомиться с темами Что такое карантин и что нужно делать, чтобы там оказаться и Правила научного форума.

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение13.06.2015, 18:06 


20/03/14
12041
 i  Тема перемещена из форума «Карантин» в форум «Помогите решить / разобраться (М)»

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по матану, алгебре, комбинаторике, всего по понемногу
Сообщение13.06.2015, 19:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
netang в сообщении #1026703 писал(а):
Сейчас придёт ИСН и поругает меня

Дайте сначала я на Вас потренируюсь :) Хотя я не так строг.

Задача 1 -- Ок.
Задача 2 -- где доказательство, что последовательность $\sin(n)$ расходится? Почему не взять с той же идеей последовательности попроще?
Задача 4 -- Сколько цифр может быть на первом месте? на втором?... события независимы? Это же в 2 раза короче и в 3 раза проще, нет?
Задача 6 -- Ок, контрпример. А посмотреть случай $3\times 3$ не пробовали?
Задача 7 -- Надо бы показать (или хотя бы сказать), что полученная последовательность сходится к 0. Вообще запись не идеально аккуратная, у Вас кусочки рассуждений остаются в уме -- недосказанными.
Задача 8 -- Ок, но зачем понадобилась титаническая работа по нумерации вершин?

Задачи 3 и 5 ещё не смотрел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по матану, алгебре, комбинаторике, всего по понемногу
Сообщение13.06.2015, 20:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
Хм... А зачем в методе индукции (задача 1) нужно так много обозначений?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по матану, алгебре, комбинаторике, всего по понемногу
Сообщение13.06.2015, 20:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
netang в сообщении #1026703 писал(а):
3. При увеличении $n$ на единицу количество треугольников увеличивается на количество, равное количеству треугольников на предыдущем "слое", плюс два.

Я бы предпочёл, чтобы это было объяснено подробнее.

netang в сообщении #1026703 писал(а):
5. Пятое задание мне не понятно. Допустим, система $Ax = b$ однородна

Чем отличается однородная система от неоднородной? Вспомните определения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по матану, алгебре, комбинаторике, всего по понемногу
Сообщение13.06.2015, 21:07 
Аватара пользователя


14/09/12
181
Уфа
Цитата:
Задача 2 -- где доказательство, что последовательность $\sin(n)$ расходится? Почему не взять с той же идеей последовательности попроще?
Откопал следующее доказательство.
Brukvalub в сообщении #36547 писал(а):
... нужно использовать несоизмеримость числа пи с 1 и принцип ящиков Дирихле- тогда Вы сможете доказать, что множество частичных пределов этой последовательности состоит из более, чем одной точки, что противоречит сходимости.
Я не очень понял доказательство. Что берется в качестве "кроликов", а что в качестве "клеток"? Имеется ввиду, что натуральные числа это "кролики", а отрезки кратные числу $\pi$ это "клетки"? При этом "кролики" еще "скачут" в этих отрезках при изменении числа $n$? Вы меня убедили в том, что можно было взять что-нибудь попроще для доказательства, например,
$a_{n} = \frac{\sin(n\pi+\frac{\pi}{2})}{n}$
$b_{n} = \frac{1}{n}$
$\frac{a_{n}}{b_{n}} = \sin(n\pi+\frac{\pi}{2})$
grizzly в сообщении #1026776 писал(а):
А посмотреть случай $3\times 3$ не пробовали?
Нет, не пробовал. Попробую. Чую, там что-нибудь квадратичное получится.
grizzly в сообщении #1026776 писал(а):
Задача 8 -- Ок, но зачем понадобилась титаническая работа по нумерации вершин?
Как я себе это представлял, -- чтобы оперировать с вершинами необходимо их как-то пометить, чтобы зафиксировать вершины, чтобы они никуда не "бегали". После чего получаем множество отвечающее вершинам многоугольника из которого легко получить наборы (четырехугольники) из 4 элементов, применив формулу сочетания. Как попроще?
provincialka в сообщении #1026786 писал(а):
Хм... А зачем в методе индукции (задача 1) нужно так много обозначений?
Я не хотел смешивать обозначения в дано и обозначения в доказательстве. Лучше будет $s$ и $z$ не использовать?
grizzly в сообщении #1026789 писал(а):
Чем отличается однородная система от неоднородной?
Когда все свободные члены равны нулю, это однородная система, в противном случае иначе. Еще помнится, что решение неоднородной системы, это общее решение однородной системы $+$ частное решение неоднородной системы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 21:12 
Супермодератор
Аватара пользователя


20/11/12
5728
Цитата:
 i  Deggial: netang, чтобы удобнее было ориентироваться, каждую задачу следует оформлять в отдельную тему. Убедительная просьба запомнить и делать так, иначе темы буду ссылать в Карантин.
Подтема выделена.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 21:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
netang в сообщении #1026807 писал(а):
Я не хотел смешивать обозначения в дано и обозначения в доказательстве.

Да как хотите... Можно и не использовать!

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 22:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
netang в сообщении #1026807 писал(а):
Я не очень понял доказательство.

[это касалось сходимости $\sin(n)$]
Всё же эта задача на порядок сложнее той, что стояла перед Вами. Я думаю, эта тема слишком перегружена количеством, чтобы отвлекаться на более сложные задачи (этой задаче была посвящена не одна тема на форуме). Поэтому предлагаю Вам вернуться к рекомендации:
    grizzly в сообщении #1026776 писал(а):
    Почему не взять с той же идеей последовательности попроще?

netang в сообщении #1026807 писал(а):
Как попроще?

[про нумерацию вершин в задаче 8]
Да всё то же самое, просто незачем их нумеровать. Никуда они не сбегут :) Ошибки здесь у Вас нет, но косвенно свидетельствует о некоторой неуверенности Вашего понимания. Ну да ладно, ерунда.

netang в сообщении #1026807 писал(а):
Когда все свободные члены равны нулю, это однородная система, в противном случае иначе.

Пожалуй, здесь мой вопрос был лишним. Из того, что Вы написали по этой задаче следует, что решения существуют только для определённого вида вектора $\mathbf b$. Значит, Вы должны рассмотреть 2 случая, в одном из которых решений нет, а значит и пространства решений в любом случае не существует.
Если же вектор $\mathbf b$ имеет этот самый нужный вид, тогда нам не обойтись без определения того самого пространства решений. Не исключаю, что здесь автор задачи имел в виду количество свободных неизвестных. Но в каком смысле эти решения можно было бы рассматривать как пространство, я сказать не могу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 22:53 
Аватара пользователя


14/09/12
181
Уфа
grizzly в сообщении #1026776 писал(а):
А посмотреть случай $3\times 3$ не пробовали?
Попробовал. Можно взять, например, такую матрицу
$A = \begin{pmatrix}  
-1 & 0 & 0 \\ 
0 & 0 & 0 \\ 
0 & 0 & 0 \\
\end{pmatrix}
$
Заметил, что если брать матрицы бОльшей размерности и ставить -1 на первое место в матрице ($a_{11}$), а остальные элементы матрицы взять равными нулю, то выполняется $|A+E| = 0$

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 23:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
netang в сообщении #1026846 писал(а):
Попробовал.

Супер! Ведь получилось найти общего вида контрпример, не особо перетрудившись :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 23:10 
Аватара пользователя


14/09/12
181
Уфа
grizzly в сообщении #1026834 писал(а):
Поэтому предлагаю Вам вернуться к рекомендации:

grizzly в сообщении #1026834 писал(а):
Почему не взять с той же идеей последовательности попроще?

$a_{n} = \frac{\sin(n\pi+\frac{\pi}{2})}{n}$
$b_{n} = \frac{1}{n}$
$\frac{a_{n}}{b_{n}} = \sin(n\pi+\frac{\pi}{2})$

То, что я взял разве не подходит? Ведь $\sin(n\pi+\frac{\pi}{2})$ уже не бегает, непонятно где, как $\sin(n)$, а принимает значения -1 и 1 через раз.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 23:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Много букв, лень вникать. Какие номера ещё не сделаны?

 Профиль  
                  
 
 Re: Комбинаторика, алгебра и теорвер
Сообщение13.06.2015, 23:16 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
netang в сообщении #1026703 писал(а):
Чтобы было удобнее ориентироваться, решил собрать всё полученное в отдельное сообщение.

(уже было сказано, но я обострю)

Это Вам так, может, и удобнее. Но посторонний читатель, скорее всего, при виде всего этого калейдоскопа попросту на него забьёт. Оно ему нужно, чтоб у него в глазах рябило?...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 22 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group