Ещё больше стал понимать Малевича
И где у Малевича в черном квадрате "силовые центры"?
Силовые центры - они не в каждой картине по отдельности. Они внутри рамки. У вас есть изображение прямоугольной формы, место, где кончается изображение - это и есть "рамка". От нее отсчитывается и золотое сечение, и все остальное. Силовые центры изображения, собственно, - это не свойство картины, а свойство психики человека (за подробностями - Арнхейм, "Искусство и визуальное восприятие"). Это наблюдательный факт, установленный научными методами, а не чья-то прихоть.
Квадрат больше напоминает "живопись фекалиями" - и то и то провокация зрителей:
Где-то в конце 90-х появилось течение: живописать то ли слоновьими, то ли своими фекалиями на холсте. Боюсь представить, какой это вид познания.
Не без того.
Но тут надо понимать, что у искусства есть история и логика развития, которые желательно знать и понимать, прежде чем кричать "кг/ам" (впрочем, каждый имеет право кричать что хочет, это личное дело каждого). Я не могу похвастаться, что большой знаток того и другого, но немного интересовался вопросом (надеюсь, когда-нибудь сюда забредет кто-то, кто этими вопросами интересовался
много). Проблема в том, что даже к началу 19-го века набежало 400 лет с начала эпохи Возрождения, накопилось колоссальное количество портретов красивых женщин (и в одежде, и без), красивых пейзажей, натюрмортов и прочего, а уж про конец 19-го века и говорить не приходится (расцвет других мимими-генераторов типа котиков и цветочков пришелся на эпоху интернета и цифрозеркалок, что, честно говоря, даже немного странно
). Люди с потребностью в творческой самореализации появляются все новые и новые, а старые шедевры никуда не деваются. Так что у человека с потребностью создать что-то новое есть в принципе два пути: по 100500-му разу рисовать красивых женщин и пейзажи, превратив искусство в ремесло, или выйти за границы обычного и рисовать то, что никто не рисовал. Все новые стили, собственно, так и появились.
Если говорить именно о Малевиче, то он первым обратил внимание на то,
что может быть "главным героем" картины - и выбрал на роль героя то, что раньше служило простым инструментом (цвет). На самом деле там конечно немного сложнее, но восприятие современного искусства тут наталкивается примерно на те же проблемы, что и восприятие современной науки. Ньютоновская физика проста как три копейки - ее можно объяснить школьнику, и школьник даже что-то поймет. Точно так же школьнику можно объяснить, что Мона Лиза - это красиво, а "Тайная вечеря" - это еще и духовно. Как правило, средний выпускник российской школы выходит примерно с таким уровнем эстетического воспитания. Что думает простой обыватель, когда слышит про ГМО или квантовую механику? Что ГМО огурцы сами нас съедят, и если от этого огурца еще можно убежать, то тут с другой стороны в коллайдере возникнет черная дыра, и уж от нее точно никуда не убежишь. Откуда это все берется? Ответ всем давно известен - от нежелания думать и фильтровать входящую информацию. С искусством тоже самое - рядовой обыватель не хочет ничего про него думать, знать историю, что-то читать и т. д. Он знает, что Мона Лиза - это "красиво" (в школе сказали), а больше не знает ничего. (Только не подумайте, что я демонизирую рядового обывателя - если ему все это нормально объяснить, то он тут же превратится в пушистую лапочку и засядет за умные книжки, ну уж как минимум два из трех перестанут пороть чушь. Только где ж вы такое видели последний раз, чтоб обывателя массово просвещать пытались? Ему ж ничего не продашь потом.)
Но и тут еще не все: мы живем уже в 21-м веке, и
Малевич тоже уже был. Надо опять придумывать что-то новое. Именно поэтому "рисование фекалиями" не может быть новым стилем: это может быть разовая акция, смыслом которой, например, может быть желание автора показать определенное (угадайте какое) отношение к чему-либо (жизни в целом, коллегам по цеху, обывателям, знатокам и ценителям искусства - да мало ли кого можно этим словом обозвать?) А вот любое повторение этой акции искусством уже вряд ли будет, это будет... ну оно самое, чем рисуют, и все.