Есть два способа определить линейно зависимую систему векторов. 1) и 2).
У меня они встречают линейную зависимость дважды. Один раз в первом семестре в курсе аналитической геометрии, второй раз во втором семестре в курсе линейной алгебры. Это физики, основной поток. Есть ещё инженерные потоки, где оба предмета ужаты вдвое и втиснуты в один семестр. Там вообще невозможно говорить, что им можно что-то по-нормальному дать. Поэтому буду говорить про поток физиков.
И в курсе ангема (сокр. от аналитическая геометрия) и в курсе линейной алгебры определение линейной зависимости даю в варианте 2), то есть
НЛК
. В ангеме сразу после определения разбираю три случая: система из одного вектора, система из двух векторов, система из трёх векторов. В первом случае ЛЗ равнозначна занулению вектора, во втором - параллельности двух векторов (слово коллинеарность тоже произношу и разъясняю смысл приставки
ко), в третьем ЛЗ равнозначна параллельности трёх векторов одной плоскости (компланарность, и та же приставка
ко).
Дальше перехожу к случаю четырех и более векторов и говорю, что в
нашем обычном повседневном пространстве такие системы векторов всегда ЛЗ и подчеркиваю, что это указывает
на его трёхмерность. Хотя понятия размерности формально ещё нет, воспринимается нормально, поскольку слова 2D, 3D сейчас всем знакомы с младенчества. Для четырех векторов доказываю при помощи рисунка. Случай пяти и более векторов свожу к случаю четырёх векторов при помощи леммы о том, что система, имеющая ЛЗ подсистему, сама ЛЗ.
В курсе линейной алгебры повторяю определение в варианте 2), то есть
НЛК
. Потом говорю, что у понятия ЛЗ (и ЛНЗ) есть пять свойств простых и шестое сложное. Пять свойств перечисляю и каждое тут же по ходу перечисления доказываю. Шестое - это теорема Штейница. Её привожу без доказательства. Хотя в былые дореформенные времена (и в 90-ые тоже), когда часов на предмет было по лекциям в полтора раза больше, теорему Штейница доказывал.
Как Вы даете определение линейной независимости? Есть ли у студентов трудности с усвоением этого понятия?
С понятием линейной независимости всегда бывают сложности. Сразу после формулировки свойства ЛЗ прошу попробовать самим сформулировать прямо противоположное свойство. В лучшем случае слышу
НЛК
. Дальше говорю, что это правильная, но по опыту неудобная для применения формулировка. Излагаю свою версию.
Главная трудность в усвоении всего - отсутствие мотивации.
Ну вот буду я это учить, а что мне за это будет? Этот вопрос висит в аудиториях. Ответа на него нет. Уфа - миллионный город. Но рабочих мест, где востребована математика или физика, он массово не порождает. Такова структура экономики. Лучшие школьники уезжают в столичные регионы. Перед глазами нет примеров молодых успешных и независимых людей. В академических институтах и ВУЗах - засилие стариков и традиция решать все вопросы по знакомству, через родственные связи, влиятельные рекомендации.
Ну вот буду я это учить, а что мне за это будет? Ничего не будет. Всё останется как есть. Поставят тебе пятёрку. Радуйся хоть этому.