Люди мыслят так, как им вздумается.
Это да, этого у них не отнять.
С научной точки зрения, точнее, со стороны "идеальных", абстрактных, наук (логики, математики), они просто пользуются разными способами рассуждения, разными логиками и предметными теориями.
Можно сказать и так. Но вопрос в том, насколько этот способ однозначно определён. По большому счёту, мне ведь всё равно по каким правилам делает выводы мой собеседник, мне главное -- понимать эти правила. Тогда мы, теоретически, сможем понять друг друга. Но если его правила вывода вообще непредсказуемы, то я, конечно, смогу назвать их "логикой", но эта логика будет слишком уж нечёткой для взаимопонимания.
Смысл формальных систем логики заключается именно в том, чтобы эти правила рассуждения сделать однозначно определёнными, а значит -- понимаемыми всеми одинаково.
Причем, предметные теории, я понимаю, как надстройку над логиками. Формальная логика, ведь тоже теория, со своими аксиомами (законами), тавтологиями, выводимостью.
Конечно же в логике есть своя аксиоматика. Но в идеале она должна (имхо) определять только способы рассуждения (вывода) и ничего более. К сожалению, уже классическая логика высказываний выходит за эти рамки. А логика второго порядка позволяет себе уже весьма содержательные общезначимые утверждения. Например, она утверждает, что существует однозначный "объективный" ответ относительно гипотезы континуума.
Вы говорите о последовательном уточнении, как, например, можно последовательно уточнять числа в разряде числа
.
Гм. Я говорю о том, что говоря о "рациональности" поведения учёный одновременно определяет модель выбора стратегии игроком. А если он сказал, что поведение "иррационально", то это как бы означает, что модель у него не получилась и говорить, вроде как, не о чем.
Разумеется, никогда нет 100% гарантии соответствия модели реальности, но лучше хоть какая-то модель, чем полная неопределённость.
Рациональности маловато, в каком-то абстрактном смысле, а не в том, что под каждое конкретное действие можно подвести рациональное объяснение. Под каждое в отдельности, можно, под все в целом - нельзя. Просто, практика показывает.
Если не удалось построить точную модель поведения, лучше заложить в модель какие-то вероятности тех или иных вариантов, чем просто заявить: "поведение иррационально, сказать ничего нельзя".
-- Пт фев 06, 2015 15:26:39 --Но если его правила вывода вообще непредсказуемы, то я, конечно, смогу назвать их "логикой", но эта логика будет слишком уж нечёткой для взаимопонимания.
Кстати, именно поэтому меня изначально не заинтересовал вопрос, поставленный топикстартером: Какой смысл выискивать "курьёзы" в христианском мировоззрении, если изначально известно, что "логика" этого мировоззрения такова, чтобы просто верить во всё то, во что было указано верить, игнорируя любые курьёзы?