Учебник - все-таки что-то достаточно массовое. А мотивировочная "конкретная задача" должна быть понятной в момент постановки, полезность ее решения - очевидной, что практически наверняка означает, что такая задача будет узкоспециализированной.
Даже если задача будет узкоспециализированной, а полезность не очевидной, но она (задача) будет практической, то этого уже достаточно.
Обучаемому в общем-то, даже не обязательно точно понимать условие задачи.
Главное понимать, что это нужно, например для изготовления такой-то детали вертолёта.
Хоть какая-то мотивация очевидно лучше, чем вовсе никакой (как при традиционном подходе).
Например, мотивировка "а давайте сосчитаем площадь под графиком у такой-то функции" явно не подойдет - это никого ни к чему не мотивирует.
В такой постановке конечно не мотивирует.
А вот если написать "нужно рассчитать количество краски на покрытие капота автомобиля,
чтобы закупить необходимое количество банок для обеспечения годового производства завода,"
то эффект будет совсем другой.
А вот задача "посчитать объем аппарата, ничего в него не наливая" для будущего химика-технолога, наверное, сгодится, но не подойдет никому (или почти никому) другому.
Ну почему же?
Задача вполне себе практическая. Только её нужно снабдить реальными подробностями из реальной жизненной ситуации.
Например, химику нужно то-то и то-то, для этого ему нужно посчитать объём аппарата и т.д.
Даже если обучаемые не интересуются химией, они всё равно поймут, что этим формулам есть реальное применение.
На основе этого сами уже поймут в общих чертах, для чего они могут пригодиться.
Хотя лучше конечно подобрать примерчик по проще, по попсовее. Это не сложно в данном случае.
В итоге подбор мотивировки зависит не только от будущей специальности мотивируемых, но нередко определяется конкретными интересами конкретных школьников/студентов. Соорудить гору учебников матанализа "для физиков", "для химиков", "для экономистов" и предусмотреть все возможные варианты нереально ...
Да, но можно в каждом учебнике изложить задачи для большинства основных отраслей.
По одному примеру на каждый случай. Даже три четыре таких задачи уже достаточно.
Причём, места много это не занимает (да и в месте ли проблема?), можно подобрать хоть десять.
Есть, просто сравнительно мало.
Делали и делают. Просто у каждого на свой вкус - я об этом говорил.
Например? Я о том, чтобы весь учебник (особенно школьный) был написан в таком стиле.
(Образование за рубежом весьма меркантильно - если что-то можно сделать лучше и эффективнее, именно так и сделают.)
Так может и сделали уже? Какие учебники в странах с лучшим школьным образованием?
И кстати какие это вообще страны? Лидеры рейтингов это интересно, но может есть очевидцы?
Часто цепочка не одноступенчатая. Часто изучают математику, нужную не для решения конкретных задач, а для какой-то математики
которая нужна для математики
которая нужна для математики
которая нужна для конкретных задач.
В таком случае тоже есть простой выход.
Нужно просто отчётливо прорисовать логические связи начиная с конца, с практической задачи то есть.
Вот вам мол задача, для того чтобы её решить нужна математика
с которой вы познакомитесь в следующем классе (или полугодии), а для этого вам понадобится знать математику
И так далее. Для более сложных случаев можно написать, что "для того чтобы её решить нужна математика
которую изучают только в университете. Поэтому этот раздел математики предназначен для классов с углублённым изучением. И для понимания математики
вам понадобиться математика
"
И еще я как-то применяла число
для описания полоскания белья. Ну, это чисто женское.
Ну это конечно "сильно."
Все же я попыталась выпустить небольшое пособие с элементами "мотивации". Только это не учебник, а дополнительный материал. Я и назвала его "Очерки по математическому анализу".
Интересно было бы взглянуть.