Физическая энциклопедия не библия, я на неё сослался не как на святое откровение, а как на научный труд
Физическая энциклопедия это не научный труд, а краткий научный справочник.
с данным выводом которого я согласен.
Тогда ответьте мне, что значит термин "сменяющих", какой его смысл? Это просто разные события расположенные вдоль некоторой координаты?
Цитата:
Система отношений, отображающая координацию сменяющих друг друга состояний и явлений ..., образует время.
Если для вас физическая энциклопедия не святое откровение, вы должны понимать этот смысл.
Если Вы приведёте научные доводы против определения времени в ФИ, то я берусь обсуждать Ваши доводы.
Оно не раскрывает физического содержания времени, а только дает его категориальную принадлежность: некая "система отношений" между "состояниями, явлениями"; и апелирует к некой рассудочной категории "сменяющиеся". Пространство это тоже некая "система отношений" между "состояниями, явлениями", но его назначение в причинном порядке событий другое, пространство это не время.
На тесную связь времени и причинности обратили пристальное внимание после создания СТО, где можно использовать множество разных осей времени (и разные разбиения совокупности мировых точек на пространственные слои), и со всем этим пришлось разбираться. Но еще в механике Ньютона(-Гука) был известен лапласовский детерминизм, хотя связь времени с причинностью не декларировалась явно.
Рассудочные представления о времени (точнее о его направленности) связаны с памятью о прошлых состояниях, потому что часто причинная детерминация это сохранение свойств частиц и тел, поэтому можно говорить об их мировых линиях, хотя не все частицы и тела длительно "помнят" свое прошлое или будущее и вообще длительно сохраняются. Память не следует понимать только в идеалистическом смысле как осознание прошлых и (через целеполагание) будущих событий, камень с трещиной тоже помнит о своем будущем состоянии - обломках. Состояния материи (в некоторой мировой области) где тела "помнят" свое прошлое отличается статистическими свойствами от состояний материи где тела "помнят" свое будущее (для той же самой стрелы времени), и оба случая отличаются статистическими свойствами от состояний материи где тела "помнят" и свое прошлое и свое будущее; либо свойствами отличаются сами эти тела.
А Ваши верования
Какие именно верования?
и Ваши исторические "аналогии" мне неинтересны.
Я говорил о методологических аналогиях. Не везде подобные вопросы хорошо изложены даже в современных физических энциклопедиях.
В координатно-инвариантном виде - никак.
Ну вот видите.
О чем это должно говорить?
Без координат невозможно явно указать какую-то одну ось времени, если их много как в СТО. Но можно указать причинный порядок событий (без конкретизации оси времени и ее направления). Этот причинный порядок даже не всегда единственен, в размерности 1+1 пространтсва-времени Минковского есть два перпендикулярных друг другу причинных порядка.
Можно придумать игрушечный мир, где будет любое количество причинных порядков:
post74303.html#p74303 - в конце, только там описка: не
причинных порядков а
, не
остальных точек а
.