2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение02.11.2013, 16:40 
Заморожен


17/04/11
420
Благодарю за советы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение27.03.2014, 01:00 
Заморожен


17/04/11
420
Вопрос: входит ли в стандартную (не матклассы) школьную программу решение кубических уравнений?

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение27.03.2014, 07:18 


19/05/10

3940
Россия
Решение общих кубических уравнений нет, конкретных да

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение28.03.2014, 22:10 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
В точности так, но с точностью до наоборот.

Есть общие формулы для решения кубуров. Но они настолько неуклюжи, что никто из нормальных людей (даже в среде матшкол) ими пользоваться даже и не пытаются. Нет, они их (в матшколе) проходят, и проходят именно мимо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение28.03.2014, 23:00 


19/05/10

3940
Россия
Не сбивайте с толку.
Общих формул в не матклассе (читайте вопрос) нет.
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 00:40 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
mihailm в сообщении #842472 писал(а):
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

А тогда они уже не обязательно кубические; они уже не важно какие.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 07:25 


19/05/10

3940
Россия
ewert в сообщении #844776 писал(а):
mihailm в сообщении #842472 писал(а):
А конкретные кубические уравнения, которые можно решать изложенными ранее методами (например, разложением на множители), вполне допускаются, т.е. программой не запрещены.

А тогда они уже не обязательно кубические; они уже не важно какие.

Совершенно верно

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 08:08 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #842454 писал(а):
Есть общие формулы для решения кубуров. Но они настолько неуклюжи, что никто из нормальных людей (даже в среде матшкол) ими пользоваться даже и не пытаются.
Да ладно, неуклюжими они будут только в неприводимом случае, да и там есть исключения. Если дискриминант уравнения отрицательный, Вы по формуле Кардано почти всегда получите вещественный корень в адекватном (т.е. достаточно простом и неупрощаемом далее) виде, и без всяких раздумий при этом. Вот пример: $x^3-6x-6=0$, корень $x=\sqrt[3]{2}+\sqrt[3]{4}$. Другой пример: $x^3+3x+2=0$, корень $x=\sqrt[3]{-1+\sqrt{2}}-\sqrt[3]{1+\sqrt{2}}$. Вот искать в обоих случаях корень другим способом было бы как раз извращением.

Если судить по книге
Гашков С. Б. Современная элементарная алгебра в задачах и решениях. М.: МЦНМО, 2006.
то в матклассах формулу Кардано совсем не игнорируют.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 09:19 


19/05/10

3940
Россия
Я примерно представляю, откуда ноги у вопроса про кубические уравнения растут.
Насколько помню, ни одного года в приемной комиссии не было, чтобы кто-нибудь не задал этот "сакральный" вопрос: "А по какому праву вы на экзамене даете кубические уравнения, ведь их в школе не проходят!!!".
Приходится спрашивать, а многочлены то в школе проходят? "Да", "Не может быть, а понятие корня многочлена только для квадратного трехчлена дается?", и т.д. и т.п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 23:18 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #844826 писал(а):
Если дискриминант уравнения отрицательный, Вы по формуле Кардано почти всегда получите вещественный корень в адекватном (т.е. достаточно простом и неупрощаемом далее)

Печалька в том, что если все корни вещественны (что, собственно, если и не в большинстве, то в большей части случаев предполагается) -- то ни хрена вы вещественно не получите. Только комплексно. Потому Кардано и мало кому нужен. Проще численно.

Я уж не говорю о проблемах с численной неустойчивостью, связанной с карданами.

-- Пт апр 04, 2014 00:33:20 --

mihailm в сообщении #844840 писал(а):
ни одного года в приемной комиссии не было,

А у вас что, ещё и приёмная комиссия сохранилась?!! -- ну это уж явный рудимент, чтоб не сказать атавизм.

По существу же говоря -- я лично считаю игрища в угадайку корней да, откровенно неприличными. Есть гораздо более достойные способы дрессировки интеллекта. Там уже потом в вузе -- дело другое; там встречаются локальные темы, где это локально полезно; но там и подходить к ним принято сугубо технологически: мол, на сегодня-завтра мы это примем как правила игры, на послезавтра же забудем. Довлеет дневи типо злоба его.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение03.04.2014, 23:58 


19/05/10

3940
Россия
Я про славное прошлое

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение04.04.2014, 12:44 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #845104 писал(а):
Печалька в том, что если все корни вещественны (что, собственно, если и не в большинстве, то в большей части случаев предполагается)
Это в какой такой "большей части"?! Когда одна половина (дискриминант больше нуля) вдруг стала больше другой половины (дискриминант меньше нуля)?
ewert в сообщении #845104 писал(а):
Потому Кардано и мало кому нужен.
А я говорю, что нужен. Школьникам маткласса нужно рассказать об этой формуле и научить ею правильно пользоваться. Вот, например, в том стиле, как в книжке Гашкова написано.

-- Пт апр 04, 2014 16:52:04 --

ewert в сообщении #845104 писал(а):
Я уж не говорю о проблемах с численной неустойчивостью, связанной с карданами.
А мы сейчас не численный анализ обсуждаем, а алгебру. Кубическое уравнение может содержать параметры, и явная зависимость корня от параметров может упростить исследование.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение04.04.2014, 22:39 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
Школьникам маткласса нужно рассказать об этой формуле

Нужно.

nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
и научить ею правильно пользоваться.

А вот это -- не нужно категорически. Т.е. нужно, конечно, научить её правильно понимать. Но вот пользоваться ею -- учить вредно, ибо практически никто и никогда ею не пользуется.

-- Пт апр 04, 2014 23:44:14 --

nnosipov в сообщении #845274 писал(а):
Это в какой такой "большей части"?!

Во-первых, нетривиальный случай -- именно этот. Во-вторых, если речь о поиске корней многочлена не наобум взятого, а какого-то идейного, то, скорее всего, корни будут именно вещественными. Скажем, если это какой-нибудь из ортогональных многочленов. Ну или характеристический многочлен эрмитовой матрицы, к примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение05.04.2014, 04:41 
Заслуженный участник


20/12/10
8858
ewert в сообщении #845511 писал(а):
Т.е. нужно, конечно, научить её правильно понимать. Но вот пользоваться ею -- учить вредно, ибо практически никто и никогда ею не пользуется.
Понять --- это значит привыкнуть и научиться пользоваться.
ewert в сообщении #845511 писал(а):
Во-вторых, если речь о поиске корней многочлена не наобум взятого, а какого-то идейного, то, скорее всего, корни будут именно вещественными.
Позвольте не согласиться. Идейные примеры есть и в другом лагере. Скажем, минимальные многочлены элементов чисто кубических полей. Представьте, что Вы решаете уравнение $x^3+2y^3+4z^3-6xyz=a$ в целых числах $x$, $y$, $z$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вопрос, связанный со школьной программой
Сообщение06.04.2014, 02:03 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

nnosipov в сообщении #845589 писал(а):
и научиться пользоваться.

Зачем учиться пользоваться заведомо ненужным?...

nnosipov в сообщении #845589 писал(а):
Представьте, что Вы решаете уравнение $x^3+2y^3+4z^3-6xyz=a$ в целых числах $x$, $y$, $z$.

Этого я даже в страшном сне не могу себе представить. Хотя кто-то решает, да; экзотики какой только не бывает.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 106 ]  На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: talash


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group